Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый
человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый
интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов, а также
специалистов-практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового общения в той
или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами
нравственности и сформулировать основные принципы и правила поведения человека
в деловой (служебной) обстановке. В последнее время для характеристики всего
комплекса вопросов, связанных с поведением людей в деловой обстановке, а также
в качестве названия теоретического курса, посвященного их изучению,
используется составной термин «этика делового общения». Выбор этого названия не
случаен. Оно достаточно полно отражает и конкретизирует предметную специфику
курса. Остановимся на его первой составляющей - этике. Этика - философская
наука, объектом изучения которой является мораль. В этике можно выделить два
рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек, и собственно
теоретические вопросы о происхождении и сущности морали. Исходя из первого рода
проблем, становится очевидной практическая направленность этики, ее
проникаемость во все сферы бытия, за что она и получила название «практической
философии».
Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере
человеческого общения, важной составляющей которого является общение людей в
процессе совместной деятельности. Отсюда следует дальнейшее уточнение предмета
курса, а именно его соотнесенность только с такой формой человеческого
взаимодействия, как деловое общение. Совместная деятельность людей не может
быть нейтральной по отношению к нравственности. Исторически мораль, а не право,
была первой формой регуляции отношений между людьми.
Особое значение эта форма регуляции деловых отношений приобретает в демократическом
обществе, в котором отсутствует жесткий контроль государства за хозяйственной и
иной деятельностью людей.
Этические теории, которые считают, что моральная правильность или
неправильность поступка зависит от его внутренних качеств, а не от природы его
последствий (как это утверждается в консеквенциализме). Деонтологическая этика
считает, что, по крайней мере, некоторые поступки являются морально
неправильными сами по себе (напр., ложь, невыполнение обещаний, наказание
невиновного, убийство). Такая позиция часто находит выражение в лозунгах типа
«Долг ради самого долга». Деонтологические теории часто формулировались таким
образом, что правильность поступка определялась его соответствием моральному
правилу или требованию, например: «Не давай ложных показаний».
Целью настоящей работы является исследование профессиональной
этики и ее роли в системе органов безопасности.
Нравственная безупречность - в смысле соответствия поведения сотрудника
ОВД определенным этическим нормативам - составляет существенную часть
профессиональной этики. Это ее деонтологический уровень, или «деонтологическая
модель».
Термин «деонтология» (от греч. deontos - должное) был введен в науку в
40-х годах XX века профессором Н.Н. Петровым. Истоки представлений о «должном»
находятся в религиозно-нравственном сознании, для которого характерно
постоянное соизмерение, соблюдение себя с «должным» и осуществление оценки
действия не только по результатам, но и по помыслам.
Деонтологическая модель - это совокупность «должных» правил,
соответствующих той или иной конкретной области.
Симптоматично, что с точки зрения Н.Н. Петрова «информирование» должно
включать не столько «адекватную информацию», сколько внушение «о незначительности
риска в сравнении с вероятной пользой операции»[1].
Еще одним примером деонтологической модели являются правила относительно
недопустимых связей между сотрудником и гражданином.
Характер этих рекомендаций достаточно жесткий. Очевидно, что их
нарушение может повлечь за собой определенные дисциплинарные и правовые
[1]
Петров Н.Н. Вопросы деонтологии.– СПб.,
2007. – С. 120.