Лицензирование природопользования. Виды, назначение
лицензий, порядок их использования.
Система органов государственного управления в
сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Среди
государственных органов, осуществляющих управление природопользованием и
охраной окружающей природной среды, нужно различать органы управления общей и
специальной компетенции. При этом следует иметь в виду, что органы общей
компетенции руководят многими видами отраслевой и функциональной деятельности.
В свою очередь, органы специальной компетенции осуществляют отраслевое либо межотраслевое
(функциональное) управление, либо одновременно и то, и другое.
К органам общей
компетенции относятся Президент и Правительство Российской Федерации,
президентуры и советы министров (правительства республик в составе РФ,
администрации краев, областей, городов и районов. Они осуществляют в пределах
своей компетенции функции по управлению в сфере природопользования и охраны
окружающей природной среды на всей территории соответствующей
административно-территориальной единицы независимо от того, в чье пользование
переданы объекты природы. Некоторые полномочия органы общей компетенции
реализуют через создаваемые ими специальные органы.
Органы специальной
компетенции подотчетны исполнительно-распорядительным (органам общей
компетенции) и классифицируются на функциональные и отраслевые (ведомственные).
Функциональные
органы (Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской
Федерации (Минприроды России), Министерство экономики Российской Федерации,
Министерство науки и технической политики Российской Федерации, Государственный
комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства, Комитет
Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации,
Государственный комитет санитарно-эпидимиологического контроля Российской
Федерации, Федеральный горный и промышленный надзор России и др.) выполняют
межведомственные функции в области координации и управления деятельностью по
охране и использованию природных ресурсов. Их решения обязательны для
исполнения всеми иными министерствами (ведомствами), а также предприятиями и
гражданами при вступлении в сферу, регулируемую рассматриваемыми органами
управления.
Особое место среди
функциональных органов занимает Минприроды России, которое осуществляет
государственное управление и координацию деятельности в области охраны
окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической
безопасности. При этом основными задачами Минприроды России являются:
- комплексное
управление в области охраны окружающей природной среды, проведение единой
научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды и использования
природных ресурсов;
- координация
деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в
области охраны окружающей среды и природных ресурсов;
- оценка и
прогнозирование антропогенное воздействия на окружающую среду, а также
состояния и использования природных ресурсов;
- организация
единой государственной системы экологического мониторинга;
- организация и
осуществление государственного контроля в области окружающей среды и
использования природных ресурсов, а также за соблюдением норм экологической
безопасности; и др.
Отраслевыми органами специальной компетенции
являются уполномоченные на то государственные органы, на которые возложены функции
по непосредственному управлению охраной и использованием конкретных объектов
природы. В соответствии с действующим законодательством к ведомственным
специально уполномоченным органам в сфере природопользования и охраны
окружающей среды следует отнести Комитет Российской Федерации по земельным
|