1. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ
1.1.
Роль
невербальных средств в общении
Невербальные компоненты общения являются
частью ориентировочной основы общения для
коммуникатора (говорящего). Иными
словами, характер общения с самого начала частично задается пространственными и
некоторыми иными визуальными «ключами», причем в этом звене совершенно
несущественно, какое место невербальные компоненты будут занимать в самом
процесс общения.
Однако
невербальные компоненты общения могут рассматриваться и с точки зрения реципиента
как часть ориентировочной основы для его коммуникативной деятельности. Под этим
углом зрения невербальные «ключи» могут быть общими для коммуникатора и
реципиента, а могут быть значимыми лишь для последнего; это часть таких
«ключей», которая с точки зрения коммуникатора входит в исполнительную фазу его
коммуникативной деятельности. Здесь возникает основная для современных исследований невербального
общения проблема соотношения невербального поведения и невербального общения как
такового, т.е. неинтенциональных и интернациональных компонентов
коммуникативной деятельности коммуникатора. Эта проблема в последнее время
детально анализировалась в специальной работе Мортона Винера и его сотрудников,
которые предлагают все «поведенческие процессы» разделить на четыре класса в
зависимости от их места в процессе общения: а) «поисковые процессы» (т.е.
собственно ориентировочные); б) процессы коррекции; оба эти класса определяют
набор кода общения; в) регуляторы, разделяемые на сигналы, исходящие от
слушателя и подтверждающие понимание, и сигналы, исходящие от коммуникатора
«запрашивающие» реципиента о понимании; г) модуляции сообщения, т.е. реакции на
изменение различных условий общения, в том числе и на процессы, перечисленные
выше.
Уже
по этой классификации видно, что проблема невербальных компонентов общения как
ориентировочной основы для коммуникатора распадается на две: проблема статистических
факторов, независимых от динамики процесса общения в группе (диаде), и проблема
динамических факторов, возникающих в самом процессе общения.
Невербальные
компоненты общения могут выступать и как часть исполнительной фазы общения, не
будучи значимыми для процесса общения в целом и лишь дополняя, уточняя, изменяя
понимание сообщения реципиентом.
Наконец, они могут быть абсолютно незначимы для
реципиента, являясь своего рода издержками собственно коммуникативного
|