1. Зарождение и
формирование идеи правового государства
Идея правового
государства, ее возникновение, как и реальные проявления правовой
государственности, обусловлено развитием общественной его составляющей в
результате вызревания гражданского общества как способа организации
человеческого общежития.
Идея утверждения права,
господства закона в общественной жизни имеет очень древнее происхождение. О
необходимости подчинения законам в разной интерпретации говорили еще Платон и
Аристотель (закон - ориентир, устанавливаемый для граждан и их правителей),
софисты и Эпикур (политическое управление должно осуществляться на основе
закона, который одобрен народом).[1]
В эпоху ранних буржуазных
революций во взглядах на право и его влиянии на политическую жизнь государства
преобладает политико-правовой рационализм. Отношения власти и общества тогда
рассматривались сквозь призму договора или сделки. Право в таком контексте
приобретало значение инструмента наведения социального порядка, отодвигая на
задний план религиозные, моральные и другие социальные регуляторы.
Позднее, во времена
зарождения буржуазной идеологии либерализма, значение закона видели, в
основном, в том, чтобы оградить граждан от произвола государства, а также в «правильной»
организации системы власти (Д. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье). Иным видели
соотношение частных и общих интересов сторонники демократического подхода к
оценке значения права в государстве. Ж.-Ж. Руссо, например, отождествлял право
и закон и с тотальной законодательной деятельностью связывал возможность
упорядочить отношения между народом и властью. (Дальнейшее развитие
политической истории во Франции не подтвердило верность мысли Руссо о
возможности таким способом установить режим законности. Законность «по Руссо» в
практике Великой французской революции приводила к прямо противоположным
результатам.)
В разработку концепции правового государства весом вклад немецкого
философа И. Канта. В его политической доктрине верховенство правового закона
считалось свойством государства. Практическая позиция автора этой концепции
сводилась к тому, что противоправные действия не могут порождать правовой
порядок. Идеи Канта нашли немало сторонников и продолжателей как в Германии, так
и в других европейских странах.
Черданцев А.Ф. Теория государства и права - М., 2008.
– С. 217.
|