1.1.Готовность
к школе, характеристика понятий
Подготовка
к школе - длительный процесс, включающий в себя педагогическую работу,
направленную на формирование качеств, умений, навыков, необходимых ребёнку для
успешного обучения в школе. Готовность к школе -
это результат подготовки к обучению, общая и специальная готовность к нему.
От того, как ребенок
подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его
адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и
психологическое самочувствие [21].
Когда говорят о готовности к
школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у
него должна быть развита речь), писать (у него должна быть развита мелкая
моторика), считать (владеть навыками счета)– это педагогическая готовность к
школе.
Помимо этого, ребенок должен
обладать определенным уровнем физического здоровья. Высидеть
4-5 уроков по 40 минут, да еще делать домашнее задание – задача непривычная для
дошкольника – это физическая готовность к школе. Но, конечно, этого
недостаточно.
Единого
определения понятия "готовность к школе" в детской психологии не
существует до сих пор по причине многогранности, " многопластовости"
самой его сути.
А. Анастази
определяет понятие школьной готовности как "овладение умениями, знаниями,
способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня
(развития) усвоения школьной программы поведенческими характеристиками" [1].
Понятие "другие
поведенческие характеристики" в данном случае довольно широко и может
включать в себя неограниченный ряд критериев.
Более
удачное и точное определение дает И. Шванцара. Он указывает, что школьная зрелость - достижение
определенного уровня развития, когда ребенок "становится способным"
обучаться в школе. Шванцара также выделяет набор компонентов готовности к
школе, таких как умственный, эмоциональный и социальный.
Л. И. Божович
отмечала, что готовность к школе складывается из таких факторов как
определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных
интересов, произвольности регуляции деятельности и готовности принять
социальную позицию школьника [4].
А. И. Запорожец придерживался аналогичных взглядов,
отмечая такие компоненты готовности к школе как мотивация, уровень развития
познавательной, аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности
механизмов волевой регуляции действий [15].
П. А. Венгер дополнял такие выше перечисленные
факторы, как необходимость ответственного отношения к школе и учебе,
произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы,
обеспечи
|