Система международных расчетов включает следующие элементы: субъекты и объекты расчетных отношений, а также механизм перевод денежных средств. В осуществлении последнего важная роль отведена субъектам, непосредственно обслуживающим участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющим валютное регулирование и контроль при проведении международных расчетов (ЦБ РФ, коммерческие банки, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, органы законодательной власти, разрабатывающие и принимающие правовую базу по проведению международных расчетов). Кроме того, опосредственно в расчетном процессе участвуют таможенные, налоговые, судебные органы и пр.
В российской и зарубежной научной литературе отсутствует единая точка зрения на содержание понятий «расчеты» и «международные расчеты».
Многие экономисты и практики, анализируя развитие расчетных отношений в СССР и России, смешивают и отождествляют понятия «расчеты» и «платежи», понимая под «расчетами» чисто денежные, а не товарно-денежные отношения. Подобная трактовка могла иметь право на жизнь в советский период, в условиях командно-административной экономики, когда основной формой расчетов между предприятиями являлись безналичные расчеты. Платежи за товары, работы (услуги) осуществлялись, как правило, после их отгрузки (исполнения) и фактически завершали расчеты. Иная ситуация имеет место в современной экономике России, характеризующейся не только наличием множества хозяйствующих субъектов разных организационно-правовых форм (в т. ч. малого и среднего бизнеса), но и рыночной нестабильностью, экономической неопределенностью, непредсказуемостью результатов их деятельности. Этим обусловлено широкое использование при расчетах хозяйствующими субъектами (независимо от формы собственности) авансирования или предоплаты. В результате завершения расчетов «в одних случаях расчеты начинаются с движения товара и завершаются движением денежных средств, а в других - начинаются с движения денежных средств и завершаются движением товара». Однако при всех обстоятельствах они считаются завершенными только тогда, когда поставщик получил деньги, а покупатель товар. Таким образом, «расчеты» более общее понятие чем «платежи». Первое в отличие от второго включает в себя как перемещение денежных средств от плательщика к получателю, так и перемещения товаров, работ, услуг от
Такие экономисты, как В.Г. Шавлюк[1], В. Тихиня[2], Э.А. Арустамов[3], связывают свои определения с денежными требованиями и обязательствами: во внешнеэкономической деятельности (В.Г. Шавлюк), в процессе внешнеторговых сделок (Э.А. Арустамов), с внешнеторговыми и иными внешнеэкономическими операциями (В. Тихиня)[4]. Такой подход, хотя и расширяет сферу международных расчетных отношений, однако не охватывает весь спектр международных отношений, опосредствуемых международными расчетами.
Кроме того, понятия внешнеторговая деятельность и внешнеторговой операции (сделки) уже понятия внешнеэкономической деятельности и операции (сделок). Первое включает в себя «деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью»[5], второе – «внешнеторговые,
[1] Международные расчеты – расчеты, представляющие собой систему организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам во внешнеэкономической деятельности.
[2] Международные расчеты – расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием физических лиц, проводимые через банк, по внешнеторговым и иным внешнеэкономическим операциям.
[3] Международные расчеты – это платежи по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в процессе внешнеторговых сделок.
[4] Ануреев С.В. Платежные системы и их развитие в России. М.: Финансы и статистика, 2004. С. 4-19, Тихиня В. Международные расчетные отношения // Юстиция Беларуси. 2001. № 2. С. 39, Шавлюк В.Г. Организация и техника внешнеторговых операций: Учебное пособие. М.: МГАКЧиС, 2010. С. 4.
[5] «Общие требования к порядку контроля за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю» (2004). (Утверждены в г. Москве 21.09. решением 190 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества).
|