В науке существует
множество точек зрения по вопросу об определении понятия «детский фольклор». Так, например, В. П. Аникин к детскому
фольклору относит «творчество взрослых для детей, творчество взрослых, ставшее
со временем детским, и детское творчество в собственном смысле слова» [4, с.
167]. Это мнение разделяют Э. В. Померанцева [30], В. А. Василенко [11], М. Н.
Мельников [25] и др. Упомянутые исследователи характеристику детского
фольклора, как правило, начинают с рассмотрения произведений, созданных
взрослыми и исполняемых ими для детей (колыбельные песни, пестушки и потешки).
Первым,
кто охарактеризовал содержание, объем и границы понятия «детский фольклор»,
назвав ею «особым явлением обособленного детского быта и обособленной детской
жизни», был Г.С Виноградов: «...вся совокупность разных видов словесных
произведений, известных детям и не входящих в репертуар взрослых». [12, с. 66] Отказывая тому, что не исполняется
самими детьми, что не составляет непосредственно их репертуар (а это вся «материнская
лирика», или «поэзия пестования») в принадлежности детскому фольклору, Г. С.
Виноградов руководствуется одним условием - кто является носителем фольклора.
Вместе с тем Г.С. Виноградов выделяет колыбельные песни, пестушки и потешки «в
особый отдел фольклора, устную
литературу для детей», связывая ее с материнской школой.
Почти
одновременно с Г.С. Виноградовым О.И Капица предложила свое понимание и
определение детского фольклора «Термин «детский фольклор» применяется для
обозначения всех произведений устного народного творчества, которые бытуют
среди детей. Носителями и творцами детского фольклора являются взрослые и дети».
С тех пор, без какой бы то ни было мотивировки и обоснования в научных
публикациях текстов, исследованиях, учебных пособиях уживаются два подхода к
понятию «детский фольклор». Обе точки зрения сосуществуют вне дискуссии, вне
научной полемики, а это свидетельствует об их теоретической неопределенности.
Не относит
творчество матерей и пестуний к детскому фольклору и Ю.М. Соколов [36].
Не считает
колыбельные песни детским фольклором и В. И. Чиеров. Один из разделов его курса
лекций «Русское народное творчество» (1959) называется «Колыбельные и детские
песни». [40]
|