Глава 1. Коррекция нарушения речи у
детей с заиканием как психолого-педагогическая проблема
1. Заикание у детей и его влияние на общее развитие
Заикание
есть страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи,
расстройством координации почти всех составных частей этого аппарата,
сопровождаемое и вызываемое навязчивыми мыслями, навязчивым страхом и эмоциями
стыда, гнева и огорчения, кроме того, этот психоневроз вырабатывает тревожно-мнительный
характер с такими особенностями, как подозрительность, мнительность, неуверенность
в себе, вечная огорченность, или злобная раздражительность .
Существует медицинский аспект заикания. Профессор Беккерель, удостоенный даже специальной премии Французской академии наук за свой труд, о заикании считал, что оно вызывается чрезмерно быстрым выдохом заикающегося. Н. И. Жинкин с физиологических позиций анализа работы глотки находит, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при становлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога . Развивая эту точку зрения, И. Ю. Абелева отмечает, что заикание есть нарушение у говорящего и коммуникативного намерения, и программы речи, и принципиального умения говорить нормально. В целом Н. И. Жинкин считает, что в основе заикания лежит какой-то общий невроз, лишь наиболее отчетливо проявляющийся в речи. К. И. Поварнин рассматривал заикание с позиций патофизиологии и медицины, выделяет в нем фазы. Первая - собственно возникновение заикания, когда под влиянием сверхсильного раздражителя поступают функциональные расстройства моторной функции коры. Для первой фазы характерен «срыв» высшей нервной деятельности и нервно – соматические реакции на это, прерывающие цель условных реакций моторного динамического стереотипа речи. Для второй фазы характерно преобладание психогенных моментов. С конца XIX в. определеннее становиться мнение, что заикание- это по существу сложное психофизическое расстройство. В основе этого расстройства, по мнению ряда авторов, лежат прежде всего нарушения физиологического характера, а психологические недостатки носят вторичный характер (А.Гуцман, А. Куссмауль, И. А. Сипорский). Многие исследователи наоборот указывали, что первичным являются психологические особенности, а физиологические проявления при заикании – это лишь следствие этих психических недостатков (Х. Лагузен, Р. Кож, Г. Каменна). М. И. Пайкин, рассматривал
механизм и сущность
заикания в раннем детском возрасте, видел
в нем «патологический сочетательный рефлекс, воспитываемый окружающей средой на
основе ранних речевых
Власова, Н. А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. М., 1999. –
342 с.
Белякова, Л. М., Дьякова Е.А. Заикание.
- М.: В. Секачев, 1999. – 304 с.
Селиверстов
В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического
воздействия. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 208 с.
|