Информация на войне в условиях современного медийного
глобального мира является таким же оружием, как танки, пушки или самолеты. Информационная
войны, которая была развернута против России в августе 2008 года, стала
информационной войной в 3-м поколении. Доктор технических наук Сергей Гриняев
дает следующую классификацию подобных конфликтов:
Войны 1-го поколения – это РЭБ (радиоэлектронная
борьба). Частотная и проводная связь, сотовая связь, глушилки, подслушки,
помехи, блокировки и т.д.
Войны 2-го поколения – это РЭБ + контрпартизанская и
партизанская пропаганда. Так было в Чечне в 1990-е годы. У сепаратистов были
созданы собственные интернет-сайты, также они занимались распространением боевых
листков и газет, организовывали интервью для сочувствующих им западных изданий.
В свою очередь Россия занималась контрпропагандой доступными федеральному
центру средствами, как на территории Чечни и смежных с ней территорий, так и на
более широкую общественность.
Войны 3-го поколения – это глобальные информационные
войны, которые специалисты также называют «войной на эффектах». Информационная
война, которая шла вокруг конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года была
именно информационной войной 3-го поколения.
В западной традиции привлечение частных
коммуникационных и лоббистских фирм, которые от имени государства ведут действия
на информационном фронте, сделалось нормой ещё в 70-х годах прошлого века.
Тогда автором такой модели стал знаменитый госсекретарь США Г. Киссинджэр.
Согласно его идее, информационная война органично вплеталась в систему внешних
культурных, гуманитарных и экономических коммуникаций, определяемой как «мягкая
сила» (soft power).
Задача привлечения внимания западного общественного мнения
к событиями в Грузии была не из легких. Грузия вообще как страна была слабо
известна в Западной Европе и США. Подобная цель нереализуема без привлечения
внешней помощи.
А поддержка подобного рода стоит солидных денег,
вполне сопоставимых с затратами на вооружение.
Различные структуры, такие как группы давления, некоммерческие организации,
профсоюзы, политические партии и
|