1 Общая характеристика системы управления
качеством ISO
1.1 Понятие и основное содержание системы
управления качеством
В процессе развития и совершенствования методов и подходов к
управлению качеством в различных отраслях производства и обслуживания в
передовых странах эволюционировали понятие и сущность системы качества. Это
нашло свое отражения в определениях системы качества, которые мы можем найти в
различных нормативных документах и литературе по качеству. Системауправления качеством определяется как совокупность организационной
структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления
управления качеством[1].
Рассматриваемый подход к определению и построению системы
качества в организации описан в третьей редакции указанной выше группы
стандартов ISO
9000, утвержденных международной организацией по стандартизации (ISO) в 2000
году.
В стандарте ISO 9000-2000 (ISO 9000-2001)
«Системы управления качеством. Основные положения и словарь» система
управления качеством определяется как система управления,
которая направляет и контролирует деятельность организации по качеству[2].
В этом определении составляющие системы качества не упоминаются.
Таким образом, в соответствии с приведенными выше
определениями, как система качества, так и система управления качеством
предназначены для обеспечения качества и управления качеством в организации, и
с этой точки зрения оба термина идентичны. Однако подходы к созданию и
содержание этих двух систем несколько различны и определяется стандартами серии
ISO
9000 соответственно второй (1994 год) и третьей (2000 год) редакций.
Рассмотрим подробнее, что такое система управления качеством
в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001-2001 «Системы
управления качеством. Требования».
Стандарт ISO 9001-2001 содержит требования к
системам управления качеством, которые могут использоваться для внутренних
целей организации, а также для сертификации, либо в контрактных целях
(аудит второй или третьей стороной).
Конечной целью создания и работы системы управления
качеством является максимальное удовлетворение потребителей и других
причастных лиц. Для этого необходимо обеспечить наличие и гармонию между такими
важными основополагающими элементами системы качества как ответственность
руководства, документирование, организационная структура, ресурсы, процессы[3].
Взаимодействие этих элементов показано на рис. 1.1.
Рис. 1.1 – Взаимосвязь элементов
системы управления качеством[4]
Ответственность
руководства складывается из таких важных аспектов его деятельности, как: выполнение руководством
взятых обязательств, ориентация на потребителя, политика в сфере качества,
планирование, ответственности, полномочия и доведение информации, анализ со
стороны руководства. Таким образом, именно ответственность руководства является
основой успешного внедрения и функционирования системы ме
|