1 История возникновения рынка питьевой воды
В нашей стране формирование рынка питьевой и минеральной воды началось примерно в 1990-х годах. Однако использование минеральной воды известно с давних времен. Так, несмотря на установление рынка лишь в конце ХХ века, уже в 1870-е годы в России было предложено разливать лечебную воду в бутылки. В настоящее время отечественный рынок бутилированной питьевой и минеральной воды находится в стадии роста. Характерной особенностью рынка является низкий уровень насыщенности. Одними из первых на рынок России вышли крупные международные компании – PepsiCo и Coca-Cola. С течением времени выпуск питьевой воды освоили и производители в регионах. Стоит отметить, что данная продукция представлена преимущественно в низком ценовом сегменте.
Рассмотрим основные показатели российского рынка минеральной воды. В настоящее время аналитики отмечают, что данный рынок продолжает расти, однако в последние несколько лет темпы роста производства снизились. По данным проведенного исследования, выпуск минеральной воды в России увеличился с 266 млн декалитров в 2005 году до 522,4 млн – в 2012-м. В среднем за год темпы прироста российского производства составили 9,6%. В первом полугодии 2013 года объем производства минеральной воды составил 284,4 млн декалитров, что на 7,84% больше чем за аналогичный период 2012-го.
Производство питьевой воды в нашей стране, напротив, заметно растет. Статистика по объемам производства питьевой воды (кроме минеральной) ведется специалистами StepbyStep с 2011 года. По данным исследования, в 2012 году по сравнению с 2011-м объем производства питьевой воды вырос на 31,75%: с 129,62 до 170,78 млн декалитров*. В первом полугодии 2013 года объем производства питьевой воды составил 99,15 млн декалитров, что на 20,07% больше, чем в первом полугодии 2012-го.
Рост производства связан со стремлением населения к здоровому образу жизни. Влияние пропаганды здорового образа жизни снижает спрос на газированные напитки. Как уже отмечалось, на сегодняшний день россияне используют воду из бутылок не только для утоления жажды, но и для приготовления еды дома. Также в ряду основных потребителей бутилированной воды – «офисы». Стоит, однако, отметить, что хотя покупка воды для офисного потребления и носит практически обязательный характер, пока данное направление преимущественно развито в крупных городах. Так, потребителями бутилированной воды являются более половины фирм и компаний Москвы и Санкт-Петербурга. Таким образом, особую актуальность приобретает доставка воды. Данный вид бизнеса является достаточно выгодным, так как затраты на производство бутилированной воды минимальны, а получение лицензий не требуется.
На рынке минеральной и питьевой воды присутствуют как импортные, так и отечественные производители. Доля импортной продукции невелика – около 10%. Эксклюзивные дистрибьюторы зарубежных производителей поставляют преимущественно продукцию премиального класса. Общий объем импорта в 2012 году составил 70,4 млн литров.
Импортируемая продукция в преобладающем большинстве случаев произведена в странах Европы. Так, среди стран–импортеров минеральной и питьевой воды лидируют Бельгия, Армения и Франция (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Основные страны-импортеры минеральной воды в 2012 году
Со значительным отрывом в денежном выражении идет Бельгия, которая поставляет почти 50% продукции. Что касается экспорта, то большая его часть приходится на страны
|