2.
Невиим
Невиим - книги, содержащие пророчества, относящиеся ко всем
поколениям евреев, а также летописи периода пророков. Это книги: «Йеошуа», «Шофтим»,
«Шмуэль», «Млахим», «Элияу», «Ирмияу», «Ехезкель», «Ошеа», «Йоэль», «Амос»,
«Овадья», «Йона», «Миха», «Нахум», «Хабакук», «Цфанья», «Хагай», «Захарья»,
«Малахи».
Первые четыре книги Невиим («Пророки») главным образом озабочены прошлым и
его скрытым значением для настоящего. Авторы, написавшие книги Иисуса Навина, Судей и Царств, рассказывают о событиях в истории
народа, начиная с его прихода в
Ханаан и до разрушения Иерусалима, которое произошло приблизительно через 500 лет.
Но, поступая
подобным образом, они
интерпретируют события с точки зрения их теологического будущего. Книги являются в большей степени
пророческими, чем историческими, так как они оценивают историю в
соответствии с божественным предначертанием, которое
в ней просматривается, а также в соответствии
с теми нравственными уроками, которые
необходимо из нее извлечь. Основная
идея здесь такова: послушание
Богу ведет к процветанию, в то время
как непослушание ведет к несчастьям. Книга
Навиим начинается там, где
Пятикнижие завершает свой рассказ, и
повествует о завоевании Ханаана израильтянами под предводительством Иисуса
Навина, преемника Моисея. Книги Невиим описывают, особенно во
времена кризисов, как вожди, именуемые также «судиями», поднимаются, чтобы руководить людьми. Список героев включает в себя Самсона
и Девору.
Особую важность имеет образование монархии во времена пророка
Самуила. Не во всех историях просматривается
положительное отношение к этому процессу, но
в тех историях, где оно есть, говорится, что Двенадцать племен
почувствовали необходимость царской власти как объединяющей силы. 3-я книга
Царств (10:1) повествует о помазании Самуилом на
царство первого царя, Саула. И далее каждый «помазанный» (на иврите «Малинах») царь, начиная с Саула, должен представлять Бога в управлении своими
людьми в соответствии с законами Божьими.
Главной фигурой здесь является Давид, и вовсе не потому, что он покорил Иерусалим и сделал его своей
столицей (4 Царств, 5:1-10). Хотя его и не всегда изображали в
лучшем свете (взять хотя бы историю
с прелюбодеянием и последующим порицанием со стороны пророка Нафана в 4-й книге Царств (11, 12), Давид тем не менее становится образцом
справедливого правителя (Исайя,
11:1-5).
Его сын Соломон строит Храм в Иерусалиме, постоянное здание, которое заменило прежнее временное
святилище (Исход, 25-27).
Во время правления сына Соломона Ровоама царство распадается на
две части. Колена Вениамина и
Иуды образуют северное царство Иудею, а
остальные 10 колен образуют южное
царство Израиль. Оставшиеся главы 3-й и 4-й книг Царств прослеживают истории этих
двух царств вплоть до разрушения ассирийцами столицы Израиля, Самарии, в 721 г. до
н. э. и разрушения вавилонянами столицы
Иудеи,
Иерусалима, в 586 г. до
н. э. Пророки, по существу представители Бога на
земле, появляются в критические
периоды жизни, чтобы призвать
людей и их царей вернуться
|