Отрасли,
дополняющие промышленную социализацию района, комплекс услуг. Основные
перевозки осуществляются тремя
видами транспорта: железнодорожным,
морским и речным. На их долю приходится свыше 90% грузооборота. Большое
развитие получил трубопроводный транспорт. В Ухтинском нефтепромысловом районе
функционирует система нефтепроводов, подающая сырую нефть на Ухтинский
нефтеперерабатывающий завод. Крупный магистральный нефтепровод Ярославль -
Кириши снабжает Киришский нефтеперерабатывающий завод нефтью из Поволжья. По
нефтепроводу Уса - Ухта - Ярославль - Москва нефть Усинского месторождения
поступает на переработку на Московский НПЗ. Два магистральных газопровода
(Белоусово - Санкт-Петербург, Ухта - Вологда -Череповец - Санкт-Петербург)
обеспечивают подачу газа Санкт-Петербургскому и Череповецкому промышленным
узлам. С вводом в действие в 80-е годы магистрального газопровода Ухта -Рыбинск
- Торжок увеличилась подача газа этим промышленным центрам, а также стала
возможным часть сибирского газа направить в Финляндию. Этот газопровод,
получивший название "Сияние Севера", соединен газопроводом Вуктыл -
Пунга - Надым с газовыми месторождениями севера Тюменской области.
Перевозки грузов морским
транспортом внутри района относительно невелики. Однако
велика роль морского
транспорта в осуществлении внешнеторговых связей как
самого района (вывоз лесоматериалов, апатитов, железной руды), так и других
районов страны.
Большую роль, особенно во
внутрирайонных перевозках, играет речной транспорт. Грузооборот Северного, Беломорско-Онежского
и Печорского пароходств составляет около 20 млрд.т*км. Во внутрирайонных
перевозках преобладают лесные грузы. Межрайонные связи речным транспортом
значительно увеличились после реконструкции в 80-х годах Волго-Балтийского
водного пути. Северный район слабо обеспечен благоустроенными автомобильными
дорогами. Основная сеть дорог сосредоточена в южной части района, где они
играют большую роль в обслуживании внутрирайонных сообщений. Большое значение
имеют автомагистрали Санкт-Петербург - Мурманск, Вологда - Архангельск, Вологда
- Новая Ладога.
Специализация,
уровень развития сельского хозяйства района.
Важное место в комплексном развитии Северного
района, прежде всего с позиции удовлетворения потребностей его населения в
продуктах питания, занимает сельское хозяйство. Для района в целом характерна
низкая сельскохозяйственная освоенность территории. Сельскохозяйственные угодья
составляют менее 2,3 процентов, в том числе пашня - около 1 процента площадей
района, при неравномерном, вследствие природно-климатических особенностей,
распределении по его территории, 95 процентов всех сельскохозяйственных угодий
района приходится на
|