1. Транспорт как отрасль хозяйства
1.1 Особенности транспорта как
отрасли материального производства
Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая
функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не
только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с
городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью
инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития
территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на
динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных
регионов и страны в целом.
Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, необходимо
отметить ряд его специфических особенностей. Он не создает новую продукцию, а
лишь перемещает уже созданную другими отраслями хозяйства, увеличивая тем
самым ее стоимость на величину транспортных издержек.
Полные транспортные издержки народного хозяйства в сфере производства и
обращения составляют около 10% от валового общественного продукта страны.
Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукта у
потребителя называют коэффициентом транспортной слагающей. Он играет важную
роль в решении проблемы оптимизации территориальной организации
производительных сил.
Традиционное представление о необходимости снижения удельных транспортных
затрат на современном этапе научно-технической революции подвергается сомнению,
так как экономические выгоды территориального разделения труда, широкой и
всесторонней специализации производства часто перекрывают увеличение
транспортных издержек.
Однако данное положение действует только при определенных условиях. К
важнейшему из них относится наличие достаточных транспортных резервов.
Известно,
что транспорт, являясь одной из наиболее фондоемких отраслей хозяйства, требует
для своего развития крупных долгосрочных инвестиций. В последние десятилетия
удовлетворение потребностей в перевозках шло за счет использования созданных
ранее резервов пропускной и провозной способности транспортной системы страны,
которые были в конце концов исчерпаны.
Перспективное социально-экономическое развитие России в
целом и ее отдельных экономических районов будет происходить преимущественно
при возрастании значения транспортного фактора и удорожании перевозок.
Важной особенностью транспортной системы России является ее тесная
взаимосвязь с производством. В их взаимоотношениях выделяют три стадии.
На первой стадии производство и транспорт находились в
непосредственном единстве, между ними нельзя было провести разграничительную
черту.
На второй стадии они сформировали самостоятельные системы, функционирующие
и развивающиеся достаточно автономно. При этом транспорт выделился в
самостоятельную народнохозяйственную отрасль со сложившейся устойчивой
внутренней структурой, собственными критериями - максимизация пропускной
способности транспортных магистралей - и показателями работы - учет
транспортных расходов и проделанной работы (в тонно-километрах).
На третьей стадии производство и транспорт должны
объединиться в такую производственно-транспортную систему, в рамках которой они
взаимодействуют в качестве отдельных подсистем. При этом меняются не только
целевые функции обеих подсистем, но и критерии и показатели их работы.
На
первый план выступает задача минимизации потерь при их взаимодействии.
Важно подчеркнуть, что в этом случае транспорт рассматривается как
активный элемент взаимодействия, при котором он не только организует перевозки
с учетом изменяющихся потребностей производства, но и само производство активно
упорядочивает связи и формирует свои программы развития, исходя
из возможностей и
потребностей транспорта. Функция транспорта в таком взаимодействии
заключается не только в полном обеспечении потребностей производства в
перевозках, но и в качественном и своевременном транспортном обслуживании
|