Воскресенье, 19.05.2024
Магазин курсовых, 8926-530-7902
Меню сайта

Форма входа

Главная » Каталог » География » Курсовая

3345. Экономико-географическая характеристика транспорта РФ
15.10.2011, 14:50
Год 2010
Стоимость 700

Содержание

Введение                3
1. Транспорт  как отрасль хозяйства    4
1.1 Особенности транспорта как отрасли материального производства    4
1.2 Транспортная система России     7
2. Экономико-географическое состояние транспорта в РФ    9
     2.1Железнодорожный транспорт                                                    9
     2.2Морской транспорт                                                                     12
2.3Речной транспорт                                                                       15
2.4Трубопроводный транспорт                                                      18
2.5Автомобильный и воздушный транспорт                                                 19             
Заключение                  23
Список использованной литературы                                             26

1. Транспорт  как отрасль хозяйства

1.1 Особенности транспорта как отрасли материального производства

Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функ­цию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-эконо­мического развития отдельных регионов и страны в целом.

Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, необ­ходимо отметить ряд его специфических особенностей. Он не создает новую продукцию, а лишь перемещает уже созданную другими отраслями хозяйст­ва, увеличивая тем самым ее стоимость на величину транспортных издержек.

Полные транспортные издержки народного хозяйства в сфере производ­ства и обращения составляют около 10% от валового общественного продук­та страны. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стои­мости продукта у потребителя называют коэффициентом транспортной слагающей. Он играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной организации производительных сил.

Традиционное представление о необходимости снижения удельных тран­спортных затрат на современном этапе научно-технической революции подвергается сомнению, так как экономические выгоды территориального разделения труда, широкой и всесторонней специализации производства часто перекрывают увеличение транспортных издержек.

Однако данное положение действует только при определенных условиях. К важнейшему из них относится наличие достаточных транспортных резер­вов.

Известно, что транспорт, являясь одной из наиболее фондоемких отраслей хозяйства, требует для своего развития крупных долгосрочных инвести­ций. В последние десятилетия удовлетворение потребностей в перевозках шло за счет использования созданных ранее резервов пропускной и провоз­ной способности транспортной системы страны, которые были в конце концов исчерпаны.

Перспективное социально-экономическое развитие Рос­сии в целом и ее отдельных экономических районов будет происходить преимущественно при возрастании значения транспортного фактора и удо­рожании перевозок[1].

Важной особенностью транспортной системы России является ее тесная взаимосвязь с производством. В их взаимоотношениях выделяют три стадии.

На первой стадии производство и транспорт находились в непосред­ственном единстве, между ними нельзя было провести разграничительную черту.

На второй стадии они сформировали самостоятельные системы, функци­онирующие и развивающиеся достаточно автономно. При этом транспорт выделился в самостоятельную народнохозяйственную отрасль со сложившей­ся устойчивой внутренней структурой, собственными критериями - макси­мизация пропускной способности транспортных магистралей - и показате­лями работы - учет транспортных расходов и проделанной работы (в тонно-километрах).

На третьей стадии производство и транспорт должны объединиться в такую производственно-транспортную систему, в рамках которой они взаи­модействуют в качестве отдельных подсистем. При этом меняются не только целевые функции обеих подсистем, но и критерии и показатели их работы.

На первый план выступает задача минимизации потерь при их взаимодействии.

Важно подчеркнуть, что в этом случае транспорт рассматривается как активный элемент взаимодействия, при котором он не только организует перевозки с учетом изменяющихся потребностей производства, но и само производство активно упорядочивает связи и формирует свои программы развития,  исходя  из  возможностей и потребностей  транспорта.   Функция транспорта в таком взаимодействии заключается не только в полном обеспечении потребностей производства в перевозках, но и в качественном и своевременном транспортном обслуживании


[1] Соболенко А.П. Состояние и перспективы развития транспортного хозяйства РФ. СПб.: ВитаНова, 2006. С. 79.

Добавил: Демьян |
Просмотров: 1580 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ
  • Покупаем любые автомобили
  • Магазин дипломов
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
    Rambler's Top100