Самая простая форма экономической
интеграции - зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые
ограничения между странами-участницами и прежде всего таможенные пошлины.
Другая форма -- таможенный союз -
предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление
единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в
отношении третьих стран.
В обоих случаях межгосударственные
отношения касаются лишь сферы обмена, с тем чтобы обеспечить для стран-участниц
одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.
Более сложной формой является общий рынок,
обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым
внешним тарифом свободу передвижения капиталов и рабочей силы, а также
согласование экономической политики [1, C. 120].
Но наиболее сложной формой
межгосударственной экономической интеграции является экономический (н валютный)
союз, совмещающий все вышеуказанные формы с проведением общей экономической и
валютно-финансовой политики.
Экономическая интеграция обеспечивает ряд
благоприятных условий для взаимодействующих сторон.
Во-первых, интеграционное сотрудничество
дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к
разного рода ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к новейшим
технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию
в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки.
Во-вторых, экономическое сближение стран в
региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран-участниц
экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со
стороны фирм третьих стран.
|