Глава
1. Правовое регулирование исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов в
условиях функционирования Таможенного союза
1.1.
Ввозные пошлины
Правовой основой
регулирования является Соглашение об установлении и применении в ТС порядка
зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и
сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20.05.2010 (далее - Соглашение).
Соглашение входит в перечень важнейших международных договоров, формирующих
договорно-правовую базу ТС, направленных на объединение таможенных территорий
сторон и завершение формирования ТС. Кроме того, в Соглашении определены
понятия "ввозная таможенная пошлина", "уполномоченный
орган", "санкции и штрафы за нарушения", "структура и
порядок информационного обмена", "механизм разрешения споров",
"механизм зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин",
установлен норматив распределения сумм ввозных таможенных пошлин между
государствами - членами ТС.
За основу был взят
следующий принцип: ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению в
национальной валюте на единый счет Главного государственного казначейства
Министерства финансов Республики Беларусь, Комитета казначейства Министерства
финансов Республики Казахстан, Федерального казначейства (далее -
уполномоченные органы сторон) в соответствии с таможенным законодательством
Таможенного союза (в т.ч. при взыскании ввозных таможенных пошлин).
В целях минимизации
курсовых потерь при конвертации национальных валют в ходе распределения сумм
ввозных таможенных пошлин будет применяться схема их перечисления, основанная
на межбанковском клиринге, при котором используется официальный курс
национальной валюты каждой страны к доллару США, а также появляется возможность
требования национальным (центральным) банком страны-получателя причитающейся
суммы либо в национальной валюте этой страны, либо в долларах США.
В счет уплаты ввозных таможенных пошлин могут
быть зачтены налоги и сборы, а также иные платежи, подлежащие уплате в
соответствии с национальным законодательством сторон, поступившие на единый
счет уполномоченного органа. Ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в
счет уплаты иных платежей. Они уплачиваются на единый счет уполномоченного
органа отдельными расчетными (платежными) документами (инструкциями).
Общая схема механизма
распределения ввозных таможенных пошлин, а также схема перечисления в доход
бюджета стороны сумм от распределения ввозных таможенных пошлин представлена на
рис. 1.
Рис. 1 Общая
схема механизма распределения ввозных таможенных пошлин
Банк одной (первой)
стороны обязан продать банку другой (второй) стороны денежные средства в
долларах США за сумму национальной валюты первой стороны, равную сумме
национальной валюты первой стороны[3].
При принятии решения о
возобновлении перечисления сумм ввозных таможенных пошлин указанные суммы не
позднее рабочего дня, следующего за днем получения уведомления о принятом
решении, подлежат перечислению на счета в иностранной валюте сторон, которым
они предназначались в соответствии с Соглашением, при этом проценты за
просрочку на указанные суммы не начисляются.
Суммы распределенных ввозных таможенных
пошлин, не перечисленные на счета в иностранной валюте какой-либо стороной, а
также суммы не исполненных национальными (центральными) банками сторон
обязательств по перечислению денежных средств в долларах США относятся к
государственному долгу.
Решением
Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27
ноября 2009 года № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного
союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (далее
– Решение МГС № 18) с 1 января 2010 г. в целях создания
|