1. Понятие и роль экономического механизма обеспечения природопользования и охраны окружающей среды
Административные методы природопользования и
охраны окружающей среды имели доминирующее положение в природоохранном
механизме России при социализме. При этом экономические методы управления как
инструменты стимулирования природоохранной деятельности на практике
недооценивались. С одной стороны, отсутствие действенных экономических рычагов
и стимулов приводило к тому, что предприятия не были заинтересованы в
обеспечении комплексного и рационального использования природных ресурсов и
предупреждении загрязнения окружающей среды. С другой стороны, расточительное использование
богатств природы и загрязнение окружающей среды не отражалось на результатах
хозяйственной деятельности предприятий.
Попытка совершенствования механизма управления охраной окружающей среды
была предпринята ЦК КПСС и Правительством СССР на основе принятого 7 января
1988г. постановления «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». Оно
предусматривало совершенствование экономического механизма, который бы
обеспечивал эффективное использование и охрану природных богатств страны. Этим
документом предписывалась необходимость «решительного перехода от
преимущественно административных к преимущественно экономическим методам
управления природоохранной деятельностью» [3; 28].
В чем суть экономических методов управления охраной окружающей среды и как
эти методы соотносятся с природоохранным экономическим механизмом? И в чем суть
самого экономического механизма в данной сфере? Поскольку по отношению к
экономическим методам понятие «экономический механизм» - более широкое,
попробуем сначала рассмотреть именно его.
Под экономическим механизмом природоохраны понимается совокупность
предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны
окружающей среды и рационального природопользования[12;
151]. .
Основы правового регулирования экономического механизма охраны окружающей
среды установлены Законом «Об охране окружающей среды». Его основными
элементами в соответствии с Законом являются [1].:
а) планирование и финансирование природоохранных мероприятий;
б) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и
сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов;
в) установление нормативов платы и размеров платежей за использование
природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую
природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
г) предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также
гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и
ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении
других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
д) возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей
природной среде и здоровью человека.
Наряду с названными мерами охраны окружающей среды также предусматривается
ведение кадастров природных ресурсов, заключение договоров и предоставление
лицензий на комплексное природопользование, экологическое страхование.
|