Проблема
Север-Юг — это проблема экономических отношений развитых стран с
развивающимися.
Суть
ее состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях
социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами
последние требуют от развитых стран различных уступок, в частности, расширения
доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и
капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и др.
Отсталость
развивающихся стран потенциально опасна не только на локальном,
региональном и межрегиональном уровнях, но и для мировой системы хозяйства в
целом. Отсталый Юг является его составной частью и, значит, его экономические,
политические и социальные проблемы неизбежно будут находить и уже находят
проявление вовне. Конкретными свидетельствами тому могут, например, служить
масштабная вынужденная миграция из развивающихся стран в развитые, а также
распространение в мире как новых, так и ранее считавших уже побежденными
инфекционных заболеваний. Именно поэтому проблему Север — Юг правомерно
трактовать как одну из глобальных проблем современности.
Новый
международный экономический порядок
Международный
резонанс проблема Север — Юг начала получать еще во второй половине 60-х гг. XX в. после широкой волны деколонизации,
что привело к разработке концепции нового международного экономического порядка и
движению среди развивающихся стран за установление этого порядка.
Ключевыми
идеями этой концепции были:
во-первых,
создание для развивающихся стран льготного режима участия в международных
экономических отношениях
во-вторых,
оказание развитыми государствами помощи развивающимся странам на стабильной,
предсказуемой основе и в объемах, соответствующих масштабам
социально-экономических проблем этих стран, а также облегчение их долгового
бремени.
Идея
создания для развивающихся стран льготного режима участия в международных
экономических отношениях возникла как реакция на неудовлетворенность
развивающихся государств системой международной торговли, при которой доходы
от экспорта обработанных товаров превышали (в силу присутствия в этих товарах
большей добавленной стоимости) доходы от экспорта сырья, и развивающиеся страны
трактовали это как проявление неэквивалентного обмена в торговых отношениях Север — Юг. А идея оказания в адекватных объемах
помощи развивающимся государствам напрямую увязывалась с
социально-экономическими последствиями колониального периода в истории этих
стран и моральной ответственностью бывших метрополий за эти последствия.
К
середине 80-х гг. XX в. движению за установление нового международного
экономического порядка удалось добиться ряда позитивных результатов.
Развивающиеся страны утвердили свой суверенитет над национальными природными
ресурсами и добились его международного признания, что в отдельных случаях
(например, в случае с энергоресурсами) способствовало увеличению экспортных
доходов развивающихся государств. В целом удалось расширить источники
международной помощи на нужды развития, ослабить остроту долговой проблемы, а
также утвердить принцип дифференцированного подхода к регулированию внешнего долга на страновом уровне в зависимости от
размера подушевого ВНД.
Но
затем движение за установление нового международного экономического порядка
стало терять свои позиции и к концу 80-х гг. фактически перестало существовать. Можно назвать две основные причины
его поражения:
Первая
— это серьезное ослабление единства самих развивающихся стран в отстаивании
своих требований, вызванное быстрой дифференциацией этих государств и прежде
всего выделением таких их подгрупп, как новые индустриальные страны и
страны-нефтеэкспортсры.
Вторая — ухудшение переговорных позиций
развивающихся государств: с вступлением развитых с
|