Земская
реформа была последним моментом в переустройстве местного управления. Она
состояла в попытке совсем отменить кормления, заменив наместников и волостелей
выборными общественными властями, поручив самим земским мирам не только
уголовную полицию, но и все местное земское управление вместе с гражданским
судом.
Различные побуждения привели к этой перемене. Система кормлений
сопряжена была с большими неудобствами как для ратной службы, т. е. для обороны
страны, так и для местного управления. Мы уже знаем, что военно-служилый класс
в Московском государстве имел двойственное значение, составлял главную боевую
его силу и вместе служил органом управления. Кормовые места питали множество
ратных людей. Но в XVI в. государство принуждено было чуть не ежегодно
поднимать значительные силы на ту или другую свою окраину. Мобилизация крайне
затруднялась тем, что множество ратных людей было разбросано по кормлениям, а
порядок управления страдал от того, что его органы должны были покидать дела
для похода. Так обе ветви управления мешали одна другой: военные люди
становились неисправными управителями, а становясь управителями, переставали
быть исправными военными людьми. К тому же новые потребности общественного
порядка, усложняя задачи управления, требовали от управителей все большей
внимательности к интересам государства и нуждам населения, к чему у
кормленщиков не было ни привычки, ни охоты. Отсюда развились разнообразные
злоупотребления управителей и страшное недовольство управляемых. Среди мер,
какие придумывало московское правительство для обуздания слишком
распускавшегося аппетита кормленщиков, особенно важен был своеобразный порядок
|