2. Представления о сущности личности.
Однако, центральное место в
обществоведении занимает проблема развития индивида. В истории науки, первое, с
чем столкнулись исследователи при обращении к изучению развития индивида, - это
вопрос о соотношении в нем биологического и социального. Были перебраны
практически все возможные формально–логические связи между понятиями
психологическое, социальное и биологическое. Развитие трактовалось и как
полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от
социального; и как производный только от биологического, или только от
социального развития, либо как результат их параллельного действия на индивида
или взаимодействия и т.д.[5]
В биологических концепциях развитие
рассматривается как функция развития организма, как ничто, однозначно следующее
за этим развитием. Все особенности процессов, состояний и свойств человека
здесь пытаются вывести из биологических законов. При этом нередко используют
законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития
человеческого организма.
Наиболее ярко суть биологических
концепций В.Штерн: «Человеческий индивид в первые месяцы младенческого периода,
с преобладанием низших чувств, с неосмысленным рефлекторным и импульсивным
существованием, находятся в стадии млекопитающего; во второе полугодие, развив
деятельность хватания и разностороннего подражания, он достигает развития
высшего млекопитающего – обезьяны и на втором году, овладев вертикальной
походкой и речью – элементарного человеческого состояния. В первые пять лет
игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Затем следуют
поступление в школу, более напряженное внедрение в социальное целое с
определенными обязанностями, - онтогенетическая параллель вступления человека в
культуру с ее государственными и экономическими организациями. В первые
школьные годы простое содержание античного и ветхозаветного мира наиболее
адекватно детскому духу, средние годы носят черты фанатизма христианской
культуры и только в периоде зрелости достигается духовная дифференциация,
соответствующая состоянию культуры нового времени» [7.с 160].
Человеческий индивид рождается с
определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов,
которые и выступают в роли такой основы. Вся генетически закрепленная система свойств и механизмов является общей
исходной предпосылкой дальнейшего развития индивида, обеспечивает универсальную
его готовность к развитию, в том числе и психическому. Для исследования
личности важно содержание жизнедеятельности индивида в каждом временном
интервале.
Отечественный психолог Б.Ф.Ломов, развивая системный подход к пониманию
сущности личности, пытаются вскрыть всю сложность и неоднозначность решения
проблемы соотношения социального и биологического в личности. Его взгляды на
эту проблему сводятся
|