Выдвинутое Платоном мифологическое истолкование
связи идеального и телесного миров счел неудовлетворительным и подверг острой
критике его знаменитый ученик Аристотель из Стагира (384-322 до
н.э.). Он, как и Платон, признавал правильность идущей от элеатов мысли, что
сущность бытия выражают устойчивые и непротиворечивые понятия. Но он не мог
согласиться с тем, что общие понятия, или идеи, существует самостоятельно, вне
и независимо от выражающих их вещей. Такие идеи, утверждал он, ничего не дают
ни для познания вещей, ни для объяснения их бытия. Ведь каждая вещь
многокачественна, и поэтому она может быть связана с множеством образцов или
идей, относящихся к соответствующим качествам. Более того, для идей, которые
являются конкретными, видовыми образцами, нужны объединяющие их родовые
идеи-образцы, для низших родов - идеи высших родов и т.д. В конечном итоге,
идеи оказываются всего лишь познавательными двойниками вещей, и в них нет
ничего такого, чего мы не знаем о самих вещах; Если признать, что идеи
существуют отдельно от чувственно воспринимаемых вещей, то идеи не могут
определять бытия этих вещей. Наконец, если идея как общее понятие отделена от
частной