Первым представителем и
главной фигурой здесь выступает Рене Декарт (1596-1650), поскольку в его
философии выпукло очерчен тот исходный пункт, которым определено дальнейшее
научно-философское развитие. Это – метод Декарта. Он был подготовлен
коперниковским переворотом в астрономии и утверждался в естествознании в
качестве нового воззрения на мир в трудах Галилея, Кеплера, Ньютона. В
философии такое мировоззрение было возвещено Фрэнсисом Бэконом (1561-1626) и
впервые обрело строгую теоретическую оформленность в картезианском учении о
методе.
В природе философии
Декарта имеет смысл отличать источник, из которого она проистекает, от
самой ее сущности. Исследователи не без основания выделяют в содержании
мышления гуманистов Возрождения ряд таких существенных сторон, которые с
равным успехом могут быть отнесены и к содержанию идей XVII века (и даже к
Просвещению XVIII в.). При этом на философию эпохи Возрождения обычно склонны
смотреть как на непосредственную положительную предпосылку становления
новаторской философии XVII века.
До известных пределов такая историко-философская схема удовлетворяет
потребностям понимания, именно, покуда дело касается содержания, а не формы
мышления, пока речь идет о предмете познания, а не о способе постижения. В
недавних работах А.Х.Горфункеля, специалиста по Возрождению, на примере
натурфилософии этого периода и ее отношения
|