2.2.
Обоснование и организация исследования особенностей развития интеллектуальных
способностей ребенка в пространстве социокультурных учреждений и семьи
Целью данного
эмпирического этапа выступало исследование развития
интеллектуальных способностей ребенка в пространстве социокультурных учреждений
и семьи. Для этого мы выбрали две группы дошкольников, находящихся в разных социокультурных постранствах: соответственно
посещающих ДОУ и воспитывающиеся в семье.
В первую
группу – экспериментальную, вошли дошкольники, в количестве 10 детей, не
посещающих дошкольное учреждение,
во вторую
группу – контрольную вошли 10 детей, но уже посещающих дошкольное учреждение.
Под интеллектуальным развитием понимают дифференцированное восприятие
(перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона, концентрацию
внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения
основных связей между явлениями, возможность логического запоминания, умение
воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную
координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальное
развитие в существенной мере отражает функциональное созревание структур
головного мозга.
Характерной особенностью
интеллектуального развития, которое обеспечивает «высокий уровень обучаемости»,
является умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель
деятельности. Такая операция требует развитии способности удивляться, острой
любознательности, постоянной потребности в новых впечатлениях. Логическая форма
мышлений хотя и доступна шестилеткам, но еще не типична, не характерных для
них. Тип их мышления специфичен: даже приобретая черты обобщенности, оно
остается образным.
В связи с
этим для диагностики интеллектуальных
способностей детей, посещающих и не посещающих детский сад, были использованы
следующие методы:
- методика «Треугольники», которая позволяет выявить у детей
дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение
фигуры из фона, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения
основных связей между явлениями, зрительной памяти;
|