Одним
из первых внутриполитических мероприятий монгольского правительства в начале
XIII в. было учреждение десятичной системы, т. е. деление армии и населения на
тьмы, «тысячи» и т. д. Данная организация войска трактуется исследователями
по-разному. Одни видят в ней орудие преднамеренного разрушения исторически
сложившихся родоплеменных единиц.
Другие, напротив, считают ее лишь военно-государственным оформлением старых родов
и племен.
Третьи предлагают компромиссное решение. По их мнению, племена, предводители
которых ожесточенно сопротивлялись Темучину, были после победы разделены и
разверстаны по разным подразделениям, а верные союзники сохраняли свою прежнюю
родственную структуру, образовывая гомогенные корпуса – «тысячи», состоявшие
только из урянхатов, или киятов, или ойратов и т. д.
В
целом я присоединяюсь к последней точке зрения. Действительно, трудно было бы
ожидать радикальной ломки институтов родового строя от монарха, который сам
был «воспитан в родовых взглядах». Но при этом следует учитывать еще ряд
обстоятельств. Политика первого кагана диктовалась конкретной политической и
социальной ситуацией, сложившейся в начале XIII в. К 1206 г. Центральная Азия
уже не представляла собой конгломерата более или менее стабильных племенных
союзов и улусов, как в середине – конце XII в. после падения киданьских империй
Ляо (1125 г.) и Бэй Ляо (1130 г.). Многие из этих улусов были уничтожены
Темучином или рассеяны по всей степи. Собрать их население в старые родовые
стойбища-курени было невозможно. Поэтому при формировании тумепных и
«тысячных» отрядов учитывалась не родовая принадлежность, а соображения
здравого смысла, и правительство шло по наиболее легкому пути: организовывало
эту разноплеменную массу в сборные военные отряды. К такому способу
комплектования армии толкало и явление массового изгойства, бродяжничества,
свидетельствовавшее о разрыве внутриклановых связей. Но это не значит, что
Темучин преднамеренно разрушал патриархальные порядки. Поступить так – значит
создать сильную оппозицию в лице «природных» аристократов, тех нойонов,
которые провозгласили его каганом в 1206 г. Здесь налицо сословный союз старой
«гражданской» знати, опиравшейся па древние привилегии, и новой, военной,
добившейся приоритета после многолетних сражений под знаменем Чингисхана.
В
более мелких масштабах такие соглашения заключались и раньше. Нойонам
требовались защита кочевий, набеги для обогащения, места для облавных охот и,
конечно, порядок внутри своих владений. В ответ вождь (хаан) требовал от
нойока личной службы в своих войсках и предоставления воинов из подвластных
данному держателю аилов.
Следовательно, интересы нойонов и военных вождей в общих чертах совпадали,
особенно когда речь шла об объединении племен, это было естественно для двух частей
одного формировавшегося сословия знати – родовой и военной.
Однако
в начале XIII в. положение в Монголии не оправдало ожиданий нойонства. Даже
если допустить, что Чингисхан сохранил уцелевшие родо-племекные образования, то во главе их
он все равно поставил своих верных сподвижников, девяносто пять тысячников. Чингисхан говорил: «Я хочу высказать свое благоволение и
пожаловать нойонами-тысячниками тех людей, которые потрудились вместе со мною
в создании государства». Эти командиры верой и правдой служили
кагану, что выгодно отличало их от родовой знати, оберегавшей свои привилегии.
Родовая знать, вынужденная смириться с новым монархическим строем, не
могла потребовать or правительства ортодоксального соблюдения этих
прерогатив, и некоторые нойоны, даже вчерашние союзники Темучина, оттесненные
на второй план, становились его потенциальными врагами. Более того,
распределение военной добычи в последующих войнах попало в руки военачальников,
еще раз разочаровав «белую кость». Ясно, что противоречия обострились, когда дело
дошло до первого дележа награбленных у соседей богатств. А при тогдашней роли
патриархальных институтов (большей частью пережиточных, но, как и везде, очень
живучих) и, что более важно, патриархальной психологии массы населения Чингисхан
был обязан считаться с настроением племенных аристократов. Ведь в своей
античиигисовской ориентации знать могла привлечь на свою сторону харачу–
рядовых монголов, которым процесс объединения нес кровь и слезы, жесткие
повинности, перспективу гибели под стенами чужеземных крепостей. Каган и его
окружение отдавали себе отчет в сложности обстановки и сочли за лучшее увести
большинство боеспособного народа в поход на чжурчжэней.
Когда Чингисхан двинулся на Северный Китай, он опасался
бунта в Монголии, поэтому там была оставлена армия темника Тогачара, чтобы
«тому быть... в тылу в целях безопасности от племен
|