Суббота, 18.05.2024
Магазин курсовых, 8926-530-7902
Меню сайта

Форма входа

Главная » Каталог » История » Курсовая

4643. Политические традиции монгольской империи. Предмет - История западноевропейской культуры
16.10.2013, 18:21
Год 2013.
Стоимость 1000

Содержание
Введение 3
Глава 1. Исторические условия применения традиций в монгольской           империи 5
Глава 2. Пути и способы распространения политических традиций монгольской империи 10
2.1. Традиционные правовые нормы 10
2.2. Государственная практика 14
2.3. Традиция объединения кочевников 18
2.4. Особенности государственной традиции 20
Заключение 24
Литература 27

Глава 1. Исторические условия применения традиций в монгольской империи

Одним из первых внутриполитических мероприятий монгольского правительства в начале XIII в. было учреждение десятичной системы, т. е. деление армии и насе­ления на тьмы, «тысячи» и т. д. Данная организация войска трактуется исследователями по-разному. Одни видят в ней ору­дие преднамеренного разрушения исторически сложившихся родоплеменных единиц[1]. Другие, напротив, счи­тают ее лишь военно-государственным оформлением старых ро­дов и племен[2]. Третьи предлагают компромиссное решение. По их мнению, племена, предводители которых ожесточенно сопротивлялись Темучину, были после победы разделены и разверстаны по раз­ным подразделениям, а верные союзники сохраняли свою преж­нюю родственную структуру, образовывая гомогенные корпу­са – «тысячи», состоявшие только из урянхатов, или киятов, или ойратов и т. д.[3]

В целом я присоединяюсь к последней точке зрения. Дейст­вительно, трудно было бы ожидать радикальной ломки инсти­тутов родового строя от монарха, который сам был «воспитан в родовых взглядах». Но при этом следует учитывать еще ряд обстоятельств. Политика первого кагана диктовалась конкретной политической и социальной ситуацией, сложившейся в начале XIII в. К 1206 г. Центральная Азия уже не представляла собой конгломерата более или ме­нее стабильных племенных союзов и улусов, как в середине – конце XII в. после падения киданьских империй Ляо (1125 г.) и Бэй Ляо (1130 г.). Многие из этих улусов были уничтожены Темучином или рассеяны по всей степи. Собрать их населе­ние в старые родовые стойбища-курени было невозможно. По­этому при формировании тумепных и «тысячных» отрядов учи­тывалась не родовая принадлежность, а соображения здравого смысла, и правительство шло по наиболее легкому пути: орга­низовывало эту разноплеменную массу в сборные военные от­ряды. К такому способу комплектования армии толкало и яв­ление массового изгойства, бродяжничества, свидетельствовав­шее о разрыве внутриклановых связей. Но это не значит, что Темучин преднамеренно разрушал патриархальные порядки. По­ступить так – значит создать сильную оппозицию в лице «при­родных» аристократов, тех нойонов, которые провозгласили его каганом в 1206 г. Здесь налицо сословный союз старой «граж­данской» знати, опиравшейся па древние привилегии, и новой, военной, добившейся приоритета после многолетних сражений под знаменем Чингисхана.

В более мелких масштабах такие соглашения заключались и раньше. Нойонам требовались защита кочевий, набеги для обогащения, места для облавных охот и, конечно, порядок внут­ри своих владений. В ответ вождь (хаан) требовал от нойока личной службы в своих войсках и предоставления воинов из подвластных данному держателю аилов[4]. Следовательно, интересы нойонов и воен­ных вождей в общих чертах совпадали, особенно когда речь шла об объединении племен, это было естественно для двух ча­стей одного формировавшегося сословия знати – родовой и военной.

Однако в начале XIII в. положение в Монголии не оправда­ло ожиданий нойонства. Даже если допустить, что Чингисхан сохранил уцелевшие родо-племекные образования, то во главе их он все равно поставил своих верных сподвижников, девяно­сто пять тысячников. Чингисхан говорил: «Я хочу высказать свое благоволение и пожало­вать нойонами-тысячниками тех людей, которые потрудились вместе со мною в создании государства»[5]. Эти командиры верой и правдой слу­жили кагану, что выгодно отличало их от родовой знати, обере­гавшей свои привилегии. Родовая знать, вынужденная смирить­ся с новым монархическим строем, не могла потребовать or правительства ортодоксального соблюдения этих прерогатив, и некоторые нойоны, даже вчерашние союзники Темучина, оттес­ненные на второй план, становились его потенциальными врага­ми. Более того, распределение военной добычи в последующих войнах попало в руки военачальников, еще раз разочаровав «белую кость». Ясно, что противоречия обострились, когда де­ло дошло до первого дележа награбленных у соседей богатств. А при тогдашней роли патриархальных институтов (большей частью пережиточных, но, как и везде, очень живучих) и, что более важно, патриархальной психологии массы населения Чин­гисхан был обязан считаться с настроением племенных аристо­кратов. Ведь в своей античиигисовской ориентации знать могла привлечь на свою сторону харачу– рядовых монголов, которым процесс объединения нес кровь и слезы, жесткие повинности, перспективу гибели под стенами чужеземных крепостей. Каган и его окружение отдавали себе отчет в сложности обстановки и сочли за лучшее увести большинство боеспособного народа в поход на чжурчжэней[6].

Когда Чингисхан двинулся на Северный Китай, он опа­сался бунта в Монголии, поэтому там была оставлена армия темника Тогачара, чтобы «тому быть... в тылу в целях безопас­ности от племен


[1] Викторова Л.Л. Монголы: Происхождение народа и ис­токи культуры. М., 1980. – С. 174; Федоров-Давыдов Г. А. Золотая Орда и монголь­ский Иран // Вестник МГУ. Сер. 8. История. М., 1978. – С. 49.

[2] Марков Г. Е. Кочевники Азии: Структура хозяйства и обще­ственной организации. М., 1976. – С. 76.

[3] См.: Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в. Проблема исторической преемственности. М.: Восточная литература, 1993. – С. 23

[4] Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в. Проблема исторической преемственности. М.: Восточная литература, 1993. – С. 23.

[5] Козин С. А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. Т. 1. М. - Л., 1961. - С. 158.

[6] Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в. Проблема исторической преемственности. М.: Восточная литература, 1993. – С. 26.

Добавил: Демьян |
Просмотров: 320 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ
  • Покупаем любые автомобили
  • Магазин дипломов
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
    Rambler's Top100