1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Предпринимательство представляет
собой сложный экономический и социальный феномен, прошедший большой путь
исторического развития, и на каждом этапе его содержание отражало характерные
черты соответствующей эпохи.
При определении понятия «предпринимательство»
необходимо исходить из теоретической экономической основы, объясняющей его
сущность. Как справедливо отмечает немецкий ученый Петер Верхан, «трудно найти
такую же сложную и неоднозначную сферу деятельности, как предпринимательство. В
рыночном хозяйстве оно реализуется на перекрестке экономики, политики, техники,
юриспруденция, психологии и этики»[1].
При определении теоретической
основы предпринимательства многие ведущие экономисты мира концентрируют
внимание на предпринимательстве как процессе, имеющем инновационный характер,
происходящем постоянно и целенаправленно. Такой подход к пониманию
предпринимательства представляется наиболее оправданным (в сравнении с другими
объяснениями сущности и значимости предпринимательства), поскольку он позволяет
подчеркнуть динамику предпринимательства как деятельности.
Развитие процесса научного
осмысления предпринимательства прошло «три волны» развития теории
предпринимательской функции. «Первая волна», которая возникла еще в XVIII в.,
была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска (Р.
Кантильон, И. Тюнен, Г. Мангольдт, Ф. Найт). «Вторая волна» в научном
осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его
основной отличительной черты (И. Шумпетер). «Третья волна» связана с обоснованием
полифункциональной модели предпринимательства и отличается сосредоточением
внимания на особых личностных качествах предпринимателя (Л. Мизек, Ф. Хайек, И.
Кирцнер)[2].
Современный этап развития теории предпринимательской функции относят к «четвертой
волне», появление которой связывается переносом акцента на управленческий
аспект в анализе действия предпринимателя, в том числе внутрифирменному
предпринимательству[3].
Предпринимательство в зарубежной
экономической литературе за последние несколько десятилетий трактовалось и в
настоящее время понимается весьма многообразно и обозначается и как «тип
поведения «, и как « созидательный акт «, и как « динамический процесс» и т.п.
Несмотря на привлекательность обозначения предпринимательства как процесса,
такие его определения вряд ли могут практически служить определению конкретной
деятельности в качестве предпринимательской ввиду их общности и упущения ряда
специфических черт предпринимательства, позволяющих отличить его от других
видов деятельности.[4]
В России под
предпринимательством понимают следующее определение: предпринимательство — это особый вид экономической активности, под
которой понимается целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли,
которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и
инновационной предпринимательской идее[5].
Вполне понятно, что если опыт
описаний и определений предпринимательства в развитых странах составляет
несколько десятилетий, то подобный опыт в отечественной литературе и литературе
других стран, осуществляющих трансформацию к рыночной экономике, составляет
несколько лет или десятилетий. Однако здесь также существует множество
различных определений понятия «предпринимательство», которые могут быть
подразделены на легальные и научные.
Несмотря
на существенные различия легальных и научных определений, а также определений,
предлагаемых учеными-экономистами и учеными-юристами, все же (в отличие от
определений
[1] Безденежных
В.М. Развитие сферы предпринимательской деятельности: Учебное пособ. М., 2011.
– С. 51.
[2] Безденежных
В.М. Развитие сферы предпринимательской деятельности: Учебное пособ. М., 2011.
– С. 51.
[3] Дубина
С.Т. Формы поддержки предпринимательства // Научные труды вольного
экономического общества России т.69. – М., - Спб: ВЭО, 2011. – С. 29 – 32.
[4] Дубина
С.Т. Формы поддержки предпринимательства // Научные труды вольного
экономического общества России т.69. – М., - Спб: ВЭО, 2011. – С. 29 – 32.
[5] Безденежных В.М. Развитие сферы предпринимательской
деятельности: Учебное пособ. М., 2011. – С. 53.
|