1. Специфика религии Древнего Рима
Несмотря на общее индоевропейское происхождение и на то, что римляне
сами утверждали тождественность своих богов греческих аналогам (Юпитера –
Зевсу, Юноны – Гере, Марса – Аресу), их религия имела свои особенности,
порожденные спецификой возникновения римского государства и его развития.
Характерными чертами римской религии являются:
1) тесная связь религии и государства, проявляющаяся
во всех сферах религиозной практики. Многие религиозные празднества,
первоначально носившие родовой или семейный характер, позднее приобретали
государственное значение и служили официальными государственными мероприятиями.
Не менее характерно и положение жрецов, которые не выделялись в отдельную
категорию населения (как это было, например, в классической Греции), а являлись
государственными служащими. В качестве таковых жрецы-авгуры, занимавшиеся
гаданиями на внутренностях животных, обязательно прикреплялись к отдельным
легионам римской армии, чтобы выбирать наилучшее время для проведения сражений
и предсказывать их результат. Другим следствием этой связи было отсутствие
мистерий, распространенных в Греции: римская религия периода республики носила
сугубо рациональный характер, исключающий возможность проявления неистовства и
исступления.
Несмотря на то что жрецы не отличались по своим имущественным правам от
обычных граждан, существовало несколько жреческих коллегий, члены которых
первоначально группировались вокруг отдельного рода, а потом стали избираться.
Наиболее почетными из жреческих коллегий были понтифики, авгуры и весталки.
В обязанности понтификов входило следить за соблюдением календаря и ходом
проведения религиозных
|