1 Прибыль и издержки предприятия: понятие и
структура
1.1 Прибыль предприятия как основной
финансовый результат деятельности
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат и является
важнейшей целью деятельности предпринимательских организаций. Показатель прибыли
является абсолютным, показывая количественный критерий эффективности
хозяйственной деятельности экономических субъектов, которые в ходе своей работы
имеют естественное стремление к максимизации уровня прибыли, которая
достигается посредством производства и реализации тех товаров, работ и услуг,
которые востребованы рынком.
Являясь конечным финансовым результатом, прибыль представляет собой
основной показатель, установленный в системе целей деятельности предприятия.
Несомненная значимость показателя прибыли видна хотя бы в том, что данное
понятие включено в некоторые законодательные акты, являющиеся определяющими при
организации деятельности предприятия. Например, в статье 42 Федерального закона
«Об акционерных обществах[2]»
сказано о том, что выплата обществом дивидендов возможна из чистой прибыли; в
статье 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)[3]»
сказано, что администрация предприятия, являющегося должником, не имеет права
принятия решения о выплате дивидендов или о распределении прибыли предприятия
между его участниками. Понятие «прибыль» с некоторыми уточнениями и
дополнениями, например, чистая прибыль (прибыль после уплаты налогов и других
обязательных платежей), маржинальная прибыль (разница между доходами и
переменными издержками предприятия), прибыль, остающаяся в распоряжении
предприятия и т.д., фигурирует и в законодательных актах более низкого уровня
(например, в областном законодательстве, постановлениях Правительства,
Положениях по бухгалтерскому учету). Если рассматривать монографическую и
учебную литературу, то данное понятие здесь рассматривается еще более полно.
Понятие прибыли в течение
уже длительного периода является дискуссионным. Экономисты имеют разные взгляды
на методы расчета и определения уровня прибыли и прибыльности. Так,
американские специалисты в сфере финансового менеджмента Стивен Росс, РэндольфУэстерфилд
и Джозеф Яффе говорят о том, что прибыльность представляет собой один из
сложнейших атрибутов фирмы с точки зрения ее концептуализации и измерения.
Известный теоретик Фрэнк Найт говорит, что никогда невозможно объективно
предсказать и определить величину прибыли в доходе[4].
Указание на прибыльность деятельности предприятия, без уточнения того, какие
именно
|