1 Теоретические и методологические основы принятия управленческих решений
1.1 Понятие управленческого решения
Термин «управленческое решение» включает организационные, психологические аспекты, положения общей теории принятия решений[1].
Управленческое решение — это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений — это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий[2]:
- выработку и постановку цели;
- изучение проблемы на основе получаемой информации;
- выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
- обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);
- выбор и формулирование оптимального решения;
- принятие решения;
- конкретизацию решения для его исполнителей;
- контроль за исполнением;
- обратную связь от исполнителя;
- оценку результатов.
Основные определения термина «управленческие решения» сведем в таблицу 1.1.
Способность к рефлексии как специальному типу анализа своей деятельности лежит в основании профессионализма управленца. Эта способность, как отмечалось, универсальна относительно конкретной управленческой деятельности и не зависит от типа реальных управленческих процедур[3].
Таблица 1.1
Определения управленческих решений
№ п/п
|
Определение
|
1
|
Продукт управленческого труда, организационная реакция на возникшую проблему
|
2
|
Выбор определенного курса действий из возможных вариантов
|
3
|
Выбор предварительно осмысленной цели, средств и методов ее достижения
|
4
|
Управленческое решение представляет собой творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии
|
Анализ наиболее типичных и часто повторяющихся причин и условий успешной реализации решений позволяет определить три важных момента:
- интерес к результату;
- интерес к процессу (определение уровня затрат для достижения);
- наличие (отсутствие) контроля за реализацией решения.
Первые два момента носят субъективный характер и находятся в мотивационной сфере, тогда как третий момент — есть объективная причина
1.2 Технология и процедуры в процессе принятия управленческого решения
В современном менеджменте управленческое решение рассматривается в качестве процесса, включающего в себя три основные стадии, к которым принято относить подготовку решения, принятие решения и реализацию решения[4].
Первой стадией является подготовка управленческого решения, в процессе которого осуществляется экономический анализ возникшей ситуации. Данный анализ оптимально проводить как на микро, так и на макроуровне. В данном процессе происходит поиск, сбор и обработка информации, кроме того осуществляется выявление и формулировка проблемы, решение которой представляется необходимым.
На следующей стадии, которой является принятие решения, осуществляется разработка альтернативных вариантов возможных решений и направлений действий, а также проводится их оценка на основе многовариантных расчетов. Кроме того, здесь осуществляется выбор тех критериев, которые будут учитываться при выборе оптимального решения и его поиск. Следующей стадией является реализация управленческого решения. На этом этапе принимаются те меры, которые необходимы для конкретизации выбранного решения, а также для доведения его до исполнителей. Также на этом этапе осуществляется контроль за ходом выполнения принятого решения, по результатам которого вносятся корректировки и осуществляется окончательная оценка полученных результатов[5].
Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах. Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность. Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий. Руководители обязаны постоянно и всесторонне
Внешняя конкурентная среда
│
\│/
┌────────┴───────┐
┌────────────────────────────┤ Информация │───────────────────────────┐
│ └────────┬───────┘ │
│ \│/ │
│ ┌──────────┐ ┌─────┴────┐ ┌──────────┐ │
│ │ Цели ├──────────────────┤ ЛПР ├─────────────────┤ Критерии │ │
│ └┬─────────┘ └─┬───┬──┬─┘ └─────────┬┘ │
│ │ ┌───────────────┘ │ └──────────────┐ │ │
│ │ ┌────────────┴───┐ ┌─────────┴───────┐ ┌───┴────────────┐ │ │
│ │ │ Ресурсы │ │ Методы │ │ Информационные │ │ │
│ │ │ │ │ и модели │ │ технологии │ │ │
│ │ └───────┬────────┘ │ принятия │ └────────┬───────┘ │ │
│ │ └─────────────>│ управленческих │<─────────────┘ │ │
│ └───────────────────────>│ решений │<───────────────────────┘ │
│ └─────────┬───────┘ │
│ \│/ │
│ ┌─────────────────────┴───────────────────┐ │
│ │ Управленческие решения │ │
│ └─────────────────────┬───────────────────┘ │
│ /│\ │
│ ┌─────────────────┴───────────────┐ │
│ │ Факторы среды │ │
│ └─────────────────────────────────┘ │
│ Внутренняя среда │
│ _________________ │
│ │\ \ │
│ │ ┌────────────────┐ │
└─────────────────────────┤ │ Предприятие ├────────────────────────────┘
\│ (объект) │
└────────────────┘
Рис. 1.2 – Механизм принятия управленческих решений в условиях конкурентной среды
Информация является стратегически важным ресурсом, который предоставляет внешняя среда и накапливает внутренняя. Она поступает к ЛПР (руководителю, аппарату управления), которое, интерпретируя, использует ее в процессе управления для выработки управленческих решений. На основе
[1] Колпаков В.М. Теория и практика принятия управленческих решений. – К., МАУП, 2010. – 227 с.
[2] Емельянов АЛ. Уровни профессионализма в управленческой деятельности // Менеджмент в России и за рубежом, №5, 2013. С. 41-46.
[3]Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб.пособие. Мн., 2011. – 325 с.
[4] Гончаров В.И. Менеджмент: Учеб.пособие. - Мн.: Мисанта. 2008. – 312 с.
[5] Колпаков В.М. Теория и практика принятия управленческих решений. – К., МАУП, 2010. – 227 с.
|