1 Теоретические основы управления
предприятием в условиях несостоятельности (банкротства)
1.1 Сущность и причины несостоятельности
(банкротства) предприятия
В современном российском законодательстве понятие несостоятельности
(банкротства) вводится положениями Закона о банкротстве 2002 г., где
указывается, что несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным
судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования
кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей (ст. 2)[1].
Закон о банкротстве употребляет термин "процедуры
банкротства" условно, так как процедурой банкротства в точном смысле слова
является лишь конкурсное производство, которое применяется к должнику,
признанному арбитражным судом банкротом. Остальные процедуры не являются в
точном смысле слова процедурами банкротства, так как применяются к должнику,
еще не признанному банкротом (например, наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее
управление), либо реализуются за пределами производства по делу о банкротстве
(например, мировое соглашение).
Каждая из процедур банкротства имеет свою цель, содержание и сроки
реализации. Независимо от вида процедуры, применяемой к неплатежеспособному
должнику (за исключением мирового соглашения), их целью является анализ
финансового состояния должника, формирование реестра требований кредиторов и
подготовка отчета арбитражного управляющего для собрания кредиторов и
арбитражного суда. Остановимся кратко на характеристике отдельных процедур
банкротства, дадим их критическую оценку.
Россия избрала систему "единого входа" в процедуры
банкротства. Перед неплатежеспособным должником и его кредиторами стоит простой
выбор. Они либо пытаются спасти компанию вне процедур банкротства (ст. ст. 30 -
31 Закона о банкротстве), либо начинают процедуру наблюдения как промежуточный
шаг до принятия решения об окончательной процедуре. Как отмечает в связи с этим
Р. Калнан, нет многообразия выбора в начале дела о банкротстве, присущего
многим правовым системам[2].
Опасения по поводу процедуры наблюдения связаны также с сохранением
руководством должника своих полномочий, хотя и под контролем временного
управляющего, так как во взаимоотношениях указанных лиц довольно часто возникают
проблемы, о чем свидетельствует и судебная практика.
Таким образом, в совокупности иных мер, направленных на
совершенствование законодательства о банкротстве, было бы правильным в будущем
отказаться от института наблюдения. Это способствовало бы достижению цели
обеспечения защиты интересов кредиторов, повышения возврата средств, а
следовательно, понижения цены кредита, что благотворно повлияет на экономику в
целом. Рыночная экономика предполагает быстрое и своевременное удовлетворение
прав кредиторов и ликвидацию юридических лиц - банкротов. Это избавляет
экономику от балласта неплатежей, позволяет предпринимателям начать новое дело.
Поэтому одной из целей рыночного законодательства о банкротстве является
максимальное упрощение и ускорение производства по делам о банкротстве,
разумеется, с сохранением необходимых правовых гарантий всех лиц, участвующих в
деле о банкротстве.
Иначе
говоря, если есть реальная возможность восстановления платежеспособности
должника - юридического лица (цели процедур финансового оздоровления и внешнего
управления), то, несмотря на наличие всех признаков банкротства, в отношении
|