Вопросы по клинической психологии: 1. Предмет клинической психологии 2. Факторы, определяющие возрастание потребности в клинико-психологической помощи 3. Основные разделы клинической психологии и тенденции их современного развития 4. Значение клинической психологии для общей психологии 5. Соотношение медицинской и клинической психологии 6. Практические задачи и функции клинических психологов 7. Виды клинико-психологической диагностики 8. Психологическая реабилитация больных 9. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга 10. Психотерапия и психологическая коррекция при локальных поражениях мозга 11. Типы экспертных задач, решаемых практическими психологами 12. Роль психологии в охране здоровья населения 13. Понятие психической нормы. Нормы и патологии здоровья и болезни 14. Симптом, синдром, фактор в клинической психологии 15. Предмет и задачи нейропсихологии 16. Эволюция взглядов на соотношение мозга и психики 17. Учение о системной динамической локализации ВПФ и его значение для развития клинической психологии 18. Предмет и задачи патопсихологии 19. Принципы построения патопсихологического эксперимента 20. Виды нарушения мышления (по В. Б. Ейгарник) (или Егарник) 21. Патопсихологические методы исследования 22. Психологические проблемы в соматической клинике 23. Внутренняя картина болезни (ВКБ), ее уровни и основные характеристики для динамического образования 24. Психология аномального развития
Рекомендуемая литература: Выготский «Развитие высших психических функций» Выготский «Основы дефектологии» Ейгарник Лурия Лебединский Николаева В. В. Поляков Соколова Цветкова Хрестоматия по нейропсихологии
1. Предмет клинической психологии.
Греческое слово kline (нечто, имеющее отношение к постели), от которого
происходит прилагательное «клиническая», в современном языке связано с
обозначением таких сфер, как уход за больным, особенности развития какой-либо
болезни или расстройства, а также лечение этих расстройств. Соответственно,
клиническая психология - это отрасль психологии, предметом изучения которой
являются:
а) расстройства (нарушения) психики и поведения;
б) личностные и поведенческие особенности людей, страдающих различными
заболеваниями;
в) воздействие психологических факторов на возникновение, развитие и лечение
болезней;
г) особенности взаимоотношений больных людей и социальной микросреды, в
которой они находятся.
В более широком смысле клиническая психология может пониматься как
приложение всего объема психологических знаний к решению самых различных
вопросов и проблем, возникающих в медицинской практике.
В более узком значении клиническая психология представляет собой особую
методологию психологического исследования, которая основана на методе естественных
наблюдения относительно небольшого числа пациентов в условиях и последующем
субъективном анализе и интерпретации индивидуальных проявлений их психики и
личности. В этом смысле клинико-психологическая методология принципиально
противостоит естественнонаучному экспериментальному подходу, опирающемуся на
критерии «объективного» (статистически достоверного) психологического знания.
Клиническая психология относится к
междисциплинарной области научного знания и практической деятельности, в
которой пересекаются интересы медиков и психологов. Если исходить из проблем,
которые разрешает эта дисциплина (взаимовлияние психического и соматического в
возникновении, речении и лечении болезней), и практических задач, которые перед
ней ставятся (диагностика психических нарушений, различение индивидуальных
психологических особенностей и психических расстройств, анализ условий и факторов
возникновения расстройств и болезней, психопрофилактика, психотерапия,
психосоциальная реабилитация больных, охрана и поддержание здоровья, то она
является отраслью медицинской науки. Однако если исходить из теоретических предпосылок
и методов исследования - это наука психологическая.
2.Факторы, определяющие возрастные потребности в клинико – психологической
помощи.
Выделяют следующие основные фазы развития психологических нарушений:
пре- и перинатальная (до и во время родов), фаза первичной социализации, фаза
непосредственно перед возникновением расстройства (продромальная), дебют, фаза
после возникновения расстройства.
В первой фазе — до и во время родов — критическое значение для
последующего развития психических расстройств имеют генетические факторы
(врожденные особенности мозговых механизмов психической деятельности),
воздействие токсических, инфекционных агентов во время беременности, характер
протекания родов и особенности родовспоможения, отношение родителей к будущему
ребенку (новорожденному), характер их взаимодействия с младенцем, характер
отношений в семье новорожденного, экологические факторы.
Во второй фазе — первичной социализации — на развитие психических
нарушений могут повлиять инфекции, оказывающие негативное воздействие на мозг
(прямое или токсическое), но ведущую роль на этом этапе начинают играть
социально-психологические факторы: характер отношений с родителями и
сверстниками (жестокое обращение, сексуальные злоупотребления, отвержение,
эмоциональная деприва-ция и т. п.), стиль воспитания в семье. Фаза социализации
ограничивается периодами раннего детства и взрослостью.
Первая и вторая фазы формируют уязвимость (биологическую и личностную в
виде набора специфических черт характера) к развитию психических расстройств.
Дальнейшая возможность возникновения расстройства зависит уже от действия
пусковых (триггерных) факторов: если уязвимость низкая, то потребуется
действие существенных пусковых факторов, если же уязвимость высокая,
достаточно будет и меньших по силе пусковых факторов. Далеко не всегда наличие