1.Предмет,
задачи современной психологии. История психологии, как науки.
Психология (греч. психе—
душа; др.-греч. логос — мысль, причина) — академическая и прикладная наука о
поведении и психических процессах в психике человека, либо животного.
Научная
психология
— система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств
познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и
разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к
возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных
связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.
Место
психологии в системе наук:
Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология
занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с
широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые
при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука,
активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении
гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были
разработаны психологами (Ч. Спирмен, Л. Терстоун). С другой стороны, в трудах
представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям,
расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному
знанию. В некоторых классификациях, помимо гуманитарных и естественных
наук, выделяются также общественные (социология, политология) — заметную
часть современной психологии можно отнести к этой группе. Б. Г. Ананьев
указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.
Предмет
психологии в традиционных представлениях:
- Душа (все
исследователи до начала 18 века)
- Явления
сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология - Д.
Гартли, Дж. Ст. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер)
- Непосредственный
опыт субъекта (структурализм - В.Вундт)
- Интенциональные
акты сознания (функционализм - Ф. Брентано)
- Происхождение
психических деятельностей (психофизиология - И.М.Сеченов)
- Поведение
(бихевиоризм - Дж. Уотсон)
- Бессознательное
(психоанализ - З. Фрейд)
- Процессы
переработки информации и результаты этих процессов (гештальт-психология -
Макс Вертгеймер)
- Личный опыт
человека (Гуманистическая психология - А. Маслоу,
К. Роджерс, В. Франкл, Ролло Мэй)
Развитие
взглядов на предмет психологии отечественных авторов:
В
начальный период становления советской психологии вопрос о ее предмете не
привлекал особого внимания. После 1 Всесоюзного съезда по изучению поведения
человека (1930 г.)
в советской психологии установилось разъяснение предмета психологии в виде
указания на хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту "наши
ощущения, чувства, представления, мысли".
По
мнению П. Я. Гальперина, предметом психологии является ориентировочная
деятельность. При этом в данное понятие включаются не только познавательные
формы психической деятельности, но и потребности, чувства, воля.
К. К. Платонов считает предметом психологии психические явления.
Предметом
психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и
закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается
рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с
поведением и деятельностью.
Этапы
формирования:
1.
Донаучный этап
(до открытия Вундтом первой экспериментальной психологической лаборатории в
1879 году)
Философские, умозрительные знания.
1)
Доконцептуальная стадия (до 7-6 вв. до н.э.)
Стихийное
формирование знания в форме мифологических представлений.
2)
Стадия философско-психологических концепций (с 7-6 вв. до н.э. до
1879г.)
Учение
о душе (Аристотель «О душе»)
Предмет
исследования - сознание (Декарт). Основной метод исследования – интроспекция.
С
17-го века большое влияние оказывает естествознание, преобладает элементаризм,
редукционизм (сведение сложного к простому) и механический детерминизм.
В
19-м веке психология развивается под влиянием биологии. Теория Дарвина =>
биологический детерминизм, организм стремится к гомеостазу (стремление к
состоянию постоянства внутренней среды).
2.
Научный этап
Знания
объективные, проверяемые с помощью объективных методов
1-ая
треть 20 века.
Стадия открытого психологического кризиса. Формирование основных
психологических школ.
2-ая
треть 20го века.
Ослабление психологического кризиса, появление новых школ как результат синтеза
различных направлений (Толмен, Левин).
3-тья
треть 20-го века.
Дальнейшее ослабление психологического кризиса. Формирование эклектического
стиля мышления, свойственного переходным эпохам.
|