Термин
"психофизиология" был предложен в начале XIX века французским
философом Н. Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого
круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические
методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.).
Психофизиология —
естественнонаучная ветвь психологического знания, поэтому необходимо определить
ее положение по отношению к другим дисциплинам той же ориентации:
физиологической
психологии;
физиологии высшей
нервной деятельности;
нейропсихологии.
Наряду с этим, в
последние десятилетия появились новые методы (например, позитронно - эмиссионная
томография), которые позволяют исследовать мозговую локализацию высших
психических функций у здоровых людей. Таким образом, современная
нейропсихология, взятая в полном объеме своей проблематики, ориентирована на
изучение мозговой организации психической деятельности не только в патологии,
но и в норме. Соответственно этому круг исследований нейропсихологии расширился;
появились такие направления, как нейропсихология индивидуальных различий,
возрастная нейропсихология. Последнее фактически приводит к стиранию границ
между нейропсихологией и психофизиологией.
Предмет общей
психофизиологии — физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности)
психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает
физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология),
эмоционально - потребностной сферы человека и функциональных состояний.
Предмет возрастной
психофизиологии — онтогенетические изменения физиологических основ психической
деятельности человека.
Дифференциальная
психофизиология — раздел, изучающий естественнонаучные основы и предпосылки
индивидуальных различий в психике и поведении человека.
Психофизическая
проблема. При решении
психофизической проблемы речь шла о включении души (сознания, мышления) в общую
механику мироздания, о ее связи с Богом. Иными словами, для философов, решающих
эту проблему, важно было собственно место психического (сознания, мышления) в
целостной картине мира. Таким образом,
|