В деятельности и в
творчестве Льва Семеновича Выготского проблемы дефектологии занимали
значительное место. Весь московский период жизни, все десять лет Лев Семенович
параллельно с психологическими исследованиями вел теоретическую и
экспериментальную работу в области дефектологии. Удельный вес исследований,
выполненных по этой проблематике, весьма велик.
1)
Понимание
Л.С. Выготским природы и сущности аномального развития отличалось от широко распространенного
биологизаторского подхода к дефекту. Л.С. Выготский рассматривал дефект как «социальный
вывих», вызванный изменением отношений ребенка со средой, что приводит к
нарушению социальных сторон поведения. Он приходит к заключению, что в понимании
сущности аномального развития необходимо выделять и учитывать первичный дефект,
вторичный, третичный и последующие наслоения над ним. Различение первичных и
последующих симптомов Л.С. Выготский считал чрезвычайно важным при изучении
детей с различной патологией. Он писал, что элементарные функции, являясь
первичным недостатком, вытекающим из самого ядра дефекта и будучи с ним
непосредственно связанными, являются менее поддающимися коррекции.
Проблема компенсации дефекта нашла отражение в большинстве работ Л.С.
Выготского, посвященных проблемам дефектологии. Разрабатываемая теория компенсации органично
входила в исследуемую им проблему развития и распада высших психических
функций. Уже в 20-х г.г., Л.С. Выготский выдвинул и обосновал необходимость
социальной компенсации дефекта как задачи первостепенной важности: «Вероятно,
человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но
гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и
биологически». В последующие годы Лев Семенович углубил и конкретизировал
теорию компенсации. Необычайно важным для совершенствования теории компенсации
и проблемы
|