Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится
стартовой площадкой младшего школьного возраста (6 — 7 — 10—11 лет). Младший
школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного
проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение
учиться, уверенность в своих силах [1, 3, 8].
В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни:
новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид
деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые
знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие
своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его
уклад жизни.
Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.
С физиологической точки зрения — это время физического
роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом
развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на
временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость,
беспокойство, повышенная потребность в движениях.
Социальная ситуация в младшем школьном возрасте [6]:
1.
Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
2.
Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому
мышлению.
3.
Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение
маленьких школьников к отметкам).
4.
Мотивация достижения становится доминирующей.
5.
Происходит смена референтной группы.
6.
Происходит смена распорядка дня.
7.
Укрепляется новая внутренняя позиция.
8.
Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими
людьми.
Таким образом, изменение социальной ситуации
развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых
лип. Особое значение имеет выделение
|