1. Клинико-психологическая
классификация речевых нарушений и их характеристика
В медицине
общим подходом к классификации являются: определение нозологической формы,
выделение этиологических факторов, основных синдромов, типов течения и степеней
тяжести заболевания.
Нарушение
речи определяется как отклонение речи говорящего от нормы, принятой в данной
языковой среде, обусловленное расстройством психофизиологических механизмов
речевой деятельности по различным причинам. Речь, как высшая корковая функция,
формируется на базе физиологических, психологических и социальных предпосылок в
результате высокоорганизованного, слаженного взаимодействия механизмов
восприятия и воспроизведения речи, с участием слухового, зрительного,
соматосенсорного, «двигательного» анализаторов, при сохранном психологическом
развитии и в условиях нормативного «языкового окружения».
С позиции
этиологии у детей выделяют первичные и вторичные нарушения речи. Для первичных
речевых расстройств характерно нарушение формирования речи у ребенка при
сохранном слухе, зрении и интеллекте. В настоящее время, большинством исследований,
подтверждается мультифакторная этиология первичных нарушений речи у детей в
виде реализации генетической предрасположенности под воздействием различных медико-биологических
и социальных факторов.
В зарубежной
литературе и в МКБ-10 наряду с термином «первичные» используется термин
«специфические» нарушения речи, подчеркивая тем самым, наличие основного клинического
дефекта преимущественно в сфере развития речи и языка. Вторичные речевые нарушения
возникают и рассматриваются в структуре основного заболевания, которыми могут
быть нарушения слуха, умственная отсталость, другие психические и
неврологические расстройства, врожденные или приобретенные дефекты
челюстно-лицевой области, тяжелые соматические заболевания.
С точки
зрения возможной этиологии речевые расстройства рассматриваются и в
классификации, предложенной Бадаляном Л. О., в которой выделяют следующие
группы нарушений речи :
|