1. РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ О СМЫСЛЕ
ЖИЗНИ
1.1. С.Л. Франк о смысле жизни
Традиции религиозно-психологического учения,
восходящие к началам древнерусской письменности и отечественной философской
мысли, представлены в трудах преподавателей и философов духовных семинарий и
академий, учеными религиозной ориентации: архиепископом Херсонским Никанором,
митрополитом Антонием (Храповицким), С.С. Гогоцким, В.С. Серебрянниковым, Н.О.
Лосским, В.И. Несмеловым, В.А. Снегиревым, П.Д. Юркевичем, В.В. Розановым, И.И.
Лапшиным, С.Ф. Франком, Л.М. Лопатиным, С. и Е. Трубецкими и другими.
Философский трактат С. Л. Франка "О смысле жизни”
затрагивает особенно актуальные в наше время вопросы - вопросы религии.
"Плодящиеся” по всей стране секты и церкви говорят о беспрестанном интересе
людей, стремящихся в своем поиске к познанию истины, стремящихся ответить на
извечный вопрос русских "Что делать?”. Поэтому особенный интерес может вызвать
этот трактат как у верующих людей, лишний раз удостоверившихся в правильности
своего религиозного выбора, так и у атеистов, почерпнувших пищу для ума и
доводы для антирелигиозных споров.
Семен Людвигович Франк может быть признан одним из
самых глубоких мыслителей недалекого прошлого нашей страны. Рассматриваемая
работа "О смысле жизни” была написана автором в 1925 году; по словам самого С.
Л. Франка, она выросла в связи с беседами и спорами, которые пришлось вести в
кругу русского студенческого христианского движения, поэтому в первую очередь
она предлагается вниманию молодежи. Этим определен и стиль работы: автор
попытался свои религиозно-философские идеи выразить в возможно простой и
общедоступной форме.
Основная тема работы: "Имеет ли жизнь вообще смысл, и
если да - то какой именно?” Автор излагает свое мнение, приводя довольно
убедительные аргументы, однако не призывая при этом разделить его точку зрения.
Он лишь высказывает свое мнение, вовлекая читателя в решение вопроса, который
мучает в глубине души каждого человека.
Автор отмечает, что на самом деле вера в смысл жизни,
обретаемый через соучастие в великом общем деле для спасения мира,
необоснованна. Если жизнь так, как она непосредственно есть, насквозь
бессмысленна, то откуда в ней могут взяться силы для внутреннего самоисправления,
для уничтожения этой бессмысленности? Очевидно, что в осуществление мирового
спасения вторгается нечто новое, иное, постороннее эмпирической природе жизни
начало, которое вторгается в нее и ее исправляет. Это начало - осознанно или
бессознательно - человек, его стремление к совершенству, к идеалу.
Допустим, что мечта о всеобщем спасении, об установлении в мире царства
добра, разума и правды осуществима человеческими силами и что мы можем уже
теперь участвовать в его подготовлении. Тогда возникает вопрос: освобождает ли
нас от бессмысленности жизни, дарует ли нашей жизни смысле грядущее наступление
этого идеала и наше участие в его осуществлении? Некогда в будущем все люди
будут счастливы, добры и разумны, ну а весь неисчислимый ряд людских поколений,
уже сошедших в могилу и мы сами, для чего живет? Для подготовки этого грядущего
блаженства? Но ведь они сами уже не будут его участниками, их жизнь прошла или
проходит без соучастия в нем - или же она оправданна и осмысленна? Если мы
верим в смысл жизн
|