1 Анализ туристского рынка
В последние несколько лет рынок туристических услуг в
России рос стремительными темпами. При сегментации рынка туристических услуг,
выделяют следующие сектора: выездной туризм, въездной туризм и внутренний
туризм.
В среднем за период 2005-2008 гг. рынок туристических услуг рос на
32% в год. В период экономического кризиса падение, обусловленное снижением
платежеспособности населения, составило порядка 17%%. Следует отметить, что
данная статистика по большей части относится к сектору выездного туризма, тогда
как внутренний туризм развивается менее быстрыми темпами. Согласно исследованию
рынка туристических услуг, в сегменте внутреннего туризма ежегодный прирост
составляет не более 2%.
Развитие рынка туристических услуг в основном будет зависеть от
уровня благосостояния населения и, соответственно, от экономической обстановки
в стране. Наиболее популярны у россиян страны пляжного отдыха – Турция и
Египет. В 2010 году на долю этих стран приходилось около половины выездных
туристов.
Российский рынок туристических услуг представлен такими компаниями:
Группа компаний «Интурист», Группа компаний TEZ Tour, Группа компаний OTI, ООО
«Пегас-Туристик», Группа компаний S7, Группа компаний «Натали Турс», Группа
компаний NEVA. Как показал анализ рынка туристических услуг, в 2010 году Россию
особенно активно посещали туристы из Германии, США и Китая. Так за 2010 год
общее число иностранных туристов выросло примерно на 1,6%.
Рынок туристических услуг в 2011 году вернулся на докризисные
позиции как в секторе выездного, так и въездного туризма. Рост внутреннего и
въездного туризма был связан в основном с Олимпиадой 2014 в Сочи и Чемпионатом
Мира по футболу в 2018 г.
Если в 2002 году объем рынка туристических услуг
России составлял только 166 млрд руб. (5,3 млрд долл.), то в 2008 году объем
рынка составил 951 млрд руб. (38,2 млрд. долл.). Вплоть до 2008 года рынок
уверенно рос - на 25-40% за год. В 2009 году в связи с мировым
финансово-экономическим кризисом наблюдался спад рынка туристических
услуг на 17,8% до 782 млрд руб. (24,6 млрд долл.).
Однако уже в 2010 году рынок вернулся к росту - однако уровень
роста пока что ниже, чем был до кризиса и составлял 15,3%.
Эксперты TD The Marketpublishers Ltd. отмечают, что рынок
туризма в России успешно пережил кризис. Так, 55,7% респондентов,
которые в 2010 году отдыхали в России или за рубежом отметили, что в 2010 году
их частота и затраты на отдых по сравнению с 2009 годом не изменились; 22,9%
отметили, что в 2009 году они никуда не ездили, а в 2010 году им удалось
отдохнуть, а 17,7% стали ездить отдыхать чаще (либо же тратить на отдых
больше). Таким образом, среди всех опрошенных 40,6% увеличили интенсивность
отдыха в 2010 году по сравнению с кризисным 2009 годом. Это
свидетельствует о том, что рынок туристических услуг успешно восстанавливается
от последствий кризиса.
Можно
также отметить, что меньше всего кризис повлиял на жителей Москвы и Московской
области. Жители данных регионов не только не отказывались от отдыха в 2009
году, но также увеличили затраты на отдых в 2010 году. Напротив, жители других
городов России с численностью населения до 500 тыс. человек сильно
сократили расходы на отдых в 2009 году, зато в 2010 смогли
съездить отдохнуть. Отметим также, что респонденты
|