В
результате перехода экономики России в рыночную систему кинематографическая
система претерпела изменения. Возвратный механизм, который являлся основой
советской кинематографии был кардинально изменен, а взамен не было предложено
модели реорганизации, которая заинтересовала бы и помогла бы в инвестировании
средств в отечественное фильмопроизводство.
Раньше
местные власти были заинтересованы в посещении кинотеатров людьми, так как 55%
составлял налог с кино, который отправлялся в местный бюджет (на детские сады,
школы, социальные нужды и т.д.), прокатная плата составляла 20%, а 25% уходило
кинотеатрам. Из 20% - 40% уходило в Госкино, а 60% на кинопрокат (на рекламу,
транспортные расходы). Киностудия, подготовив хороший проект, шла в
«Жилсоцбанк» с просьбой на производство. Там, в свою очередь, просили
гарантийное письмо о том, что кино будет куплено. Госкино требовало сценарий,
утвержденные данные режиссеров, актеров, таким образом, экономика переплеталась
с идеологией. Если фильм чем-то не устраивал, тогда деньги сразу списывались
банком, с Госкино деньги не поступали. ЦФ оплачивал съемочный процесс фильма,
плановую прибыль и отчисления от проката. ЦФ включал в себя ГУКФКП (главное
управление кинофикации и кинопроката, осуществляющий внутренний прокат фильмов)
и СЭФ («Cовэкспортфильм», занимающийся зарубежным прокатом). Таким образом,
кинотеатры и прокат были связаны в одну структуру.
В
1989 году произошел перевод кинематографии на рыночные отношения, инициатором
являлся «Мосфильм». От правительства не требовалось никаких гарантий, кроме
разрешения самостоятельно прокатывать фильмы. Для этого требовалось:
1)
освободить фильм от налога на кино (55%);
2)
получение права прокатывать фонд (1924 – 1989 года в фонде «Мосфильма» было
2400 фильмов);
3)
сформировать сценарный портфель.
Начало
происходить переоснащение «Мосфильма». Но в конце 1990-ого года было принято
решение перевести кинематографию на новую систему. В результате чего:
1)
стало невозможно оплачивать освещение;
2)
появился большой «теневой капитал» на окраинах – подпольные предприятия,
торговля оружием, наркотиками, незаконный капитал промывался через кино и
шоу-бизнес;
3)
произошла передача кинопроката и киносети местным органам власти.
Как
следствие, производитель и потребитель отделились друг от друга, но изменить
ничего уже было нельзя. Киносеть превратилась в магазины, автомобильные салоны,
т.е. кинотеатры стали в основном сдаваться в аренду. Правительством было принят
закон о поддержке кинематографии и смежных правах. К 1996 году стало понятно,
что кино оказалось загублено.
Большое
количество зарубежной аудиовизуальной продукции привело к изменению зрительских
взглядов, что привело к сокращению производства, проката и показа отечественной
кинопродукции, возрастанию роли «домашнего кинотеатра», изменению жанровых
предпочтений зрителя в сторону развлекательных видов программ, преимущественно
импортного происхождения.
Разгосударствление
и приватизация государственных предприятий, создание независимых кино-, теле-,
видеоорганизаций привело к появлению значительного частного сектора
аудиовизуальной сферы.
Сопровождавшее эти процессы резкое сокращение
бюджетного финансирования всех отраслей аудиовизуальной сферы привело к упадку
государственных предприятий и организаций, занимавших до сих пор доминирующее
место в производстве аудиовизуальной продукции, а, значит, к необходимости
перестройки всей системы управления и организации производства и реализации
экранных произведений. Вся структура организации производства, распределения,
реализации аудиовизуальной продукции противоречиво и непоследовательно, но
неуклонно приспосабливается к сложившимся
|