Глава 1. Теоретический аспект изучения вопроса специфики экономических
ситуаций и принятия решений
1.1. Факторы поведения
потребителей и принятия экономических решений, методы стимулирования принятия
экономических решений
На поведение
потребителей, которые постоянно принимают экономические решения (купить тот или
иной продукт, выбрать ту или иную работу) воздействует множество факторов. С
точки зрения производителя продукции важнейшим является исследование факторов
принятия решений о покупке того или иного продукта – так как именно эти решения
являются источником благосостояния и развития предприятия и экономики в целом. Принято
деление таких факторов на внешние и внутренние факторы.
К внешним
факторам поведения потребителей относят национальную культуру, культурные и
социальные ценности, демографическую ситуацию, социальный статус, референтные
группы и домохозяйства.
Национальная
культура – это комплекс показателей, характеризующих такие факторы, как знания,
вероисповедание, искусство, право, мораль, обычаи, способности и привычки.
Кроме того, к понятию «культура» можно отнести и набор ценностей, идей,
предметов человеческого труда и других значимых символов, помогающих людям
общаться, оценивать ситуации. Элементы культуры подразделяют на абстрактные
(ценности, отношения, идеи) и материальные (инструменты, книги, компьютеры,
дома, сооружения).
Стратегия
маркетинга предприятия должна отражать, а не менять ценности потребительского
сегмента. В связи с этим необходимо определить и выявить наиболее важные
элементы культуры потребителей. Для этого используются методы:
- описи культурных
ценностей;
- опросы респондентов;
- наблюдение и полевые
исследования;
- контент-анализ.
Для
построения комплекса маркетинга на основе культурных ценностей целевого рынка
необходимо рассмотреть и найти ответы на следующие вопросы:
- Является ли
географический район гомогенным или гетерогенным в отношении культуры?
- Какие потребности продукт
может удовлетворять в этой культуре?
- Достаточно ли людей могут
позволить себе приобрести продукт?
- Какие ценности имеют
отношение к покупке и использованию этого продукта?
- Что представляют собой
структура распределения, политическая и правовая структуры, затрагивающие этот
продукт?
- Каким образом можно сообщить
о продукте? (доступные СМИ, удовлетворяемые продуктом потребности, ценности,
ассоциируемые с продуктом, вербальные и невербальные системы коммуникаций
культуры).
- Каковы этические факторы
маркетинга данного продукта в данном стиле в конкретной ситуации?
К факторам
социального характера относятся социальные классы, касты и сословия. Они
определяют общие характеристики людей, входящих в эти группы, к которым
относятся общий тип жилища, доход, жизненные ценности и т.д.
Социальная стратификация используется как д
|