ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
1.1.
Сущность принятия решения.
Принятие решений – процесс психологический, и с этой точки зрения
исследователи выделяют решения интуитивные, основанные на суждениях и
рациональные.
Интуитивное решение обусловлено субъективным ощущением того, что
правильно, а что нет. Принимая такое решение, руководитель не взвешивает все
«за» и «против», порой он даже не анализирует ситуацию. Некоторые специалисты
по менеджменту считают, что большое количество информации помогает в принятии
решений преимущественно руководителям среднего звена, тогда как руководителям
высшего уровня зачастую приходится полагаться на интуицию. Хотя, конечно, с
точки зрения статистики, шансы на принятие правильного решения без приложения
логики не слишком высоки.
Решение, основанное на суждении, – это выбор, обусловленный накопленными
знаниями и опытом. Принимая такое решение, человек опирается на здравый смысл и
выбирает альтернативу, которая принесла успех в сходной ситуации в прошлом. В
часто повторяющихся ситуациях запрограммированное решение может быть достаточно
эффективным, но в уникальной или очень сложной ситуации опыта и здравого смысла
руководителя недостаточно, он может (сознательно или бессознательно) упустить
новую альтернативу.
Рациональное решение не зависит от опыта человека, оно принимается после
объективного анализа ситуации, состоящего из нескольких этапов: диагностики
проблемы, формулировки ограничений и критериев принятия решений, выявления
альтернатив, их оценки, окончательного выбора.
Диагностика проблемы заключается в установлении симптомов реальных или
возможных затруднений (в зависимости от того, реактивное или упреждающее
управление осуществляет руководитель). Для выявления симптомов руководителю
необходимо собрать и проанализировать максимум информации, касающейся данной
проблемы.
Затем руководитель должен
понять, какие могут возникнуть ограничения на пути того или иного решения.
Типичными внутренними ограничениями являются: недостаточность ресурсов компании,
невозможность закупить ресурсы по приемлемым ценам, неадекватность средств,
нехватка квалифицированных работников, отсутствие технологии. Типичные внешние
ограничения – острая конкуренция, законы и др. Также на этом этапе руководителю
следует определиться с критериями принятия решений, то есть с теми стандартами,
по которым предстоит оценивать альтернативные варианты (например, стоимость,
экономичность
|