1. Теоретические аспекты
оптимизации управления автотранспортным предприятием
1.1.
Понятие,
сущность и особенности управления
автотранспортным
предприятием
На рынке международных
автомобильных перевозок грузов в новых условиях хозяйствования конкуренция
приобретает качественно новые черты. С одной стороны, на фоне повышения
стоимости топлива, ужесточения требований, ограничивающих их габаритные
размеры, весовые параметры и токсичность выхлопных газов повысились требования
к качеству перевозочного процесса, условиям доставки грузов и др. а, с другой,
прослеживается тенденция на снижение размера фрахта за перевозку. Это
обусловлено сложившейся ситуацией на рынке международных автомобильных
перевозок в России, а также
экономическими и политическими причинами. В таких условиях снижение
затратного механизма перевозок, а значит и повышение их эффективности является
жизненно важной задачей.
С точки зрения кибернетического подхода автотранспортное предприятие
(АТП) представляет собой черный ящик, на входе которого поток денежных средств
за транспортные услуги, а на выходе выручка от реализации транспортных услуг.
Передаточная функция АТП, т.е. соотношение выходных и входных параметров, в
конечном счете, и предопределяет его конкурентоспособность[6.с.22].
Выходные параметры – выручка от
реализации транспортных услуг – в
значительной мере детерминированы внешней экономической средой. На такие
показатели, как спрос на продукцию и равновесная цена, АТП может влиять в
весьма ограниченной степени. В большей степени зависит от АТП эффективность
использования ресурсов, снижение издержек. Последнее является целью внедрения концепции логистики
в управление АТП.
Традиционная концепция организации основного и вспомогательного
производства АТП включает в себя следующие основные положения:
- использовать подвижной состав большой грузоподъемности без учета
партионности груза и величины его отправки;
- иметь максимально большой запас материальных ресурсов;
- выпуск подвижного состава на линию без достаточно полного учета
организации работы поставщика и потребителя груза и других возможных участников
перевозочного процесса[8.с.13].
Содержание концептуальных положений свидетельствует о том, что
традиционная концепция организации производства наиболее приемлема для условий
"рынка продавца”. Когда спрос на
транспортные услуги АТП превышает предложение - провозные возможности данного
предприятия, - можно с достаточной уверенностью полагать, что провозные
возможности независимо от используемого подвижного состава будут реализованы.
Ситуация меняется с приходом на рынок «диктата» покупателя. Задача реализации
провозных возможностей в условиях конкуренции выходит на первое место.
Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса делает нецелесообразным
создание больших потенциальных провозных возможностей однотипного подвижного
состава. В то же время транспортное предприятие не имеет права упустить ни
одного заказа. Отсюда необходимость в гибких надежных провозных возможностях,
способных быстро отреагировать производством на возникший спрос.
Логистическая концепция организации основного и вспомогательного
производства АТП включает в себя следующие основные положения:
- оптимизация запасов материальных ресурсов;
- минимизация времени на выполнение перевозочного процесса;
- минимизация времени на обеспечение технической готовности (на ТО и
ремонт) подвижного состава;
- максимальное сокращение простоя технически исправного подвижного
состава;
-
|