Глава 1. Взаимоотношения
Ги де Мопассана и И.С. Тургенева
В Париже Мопассан впервые встретился с И.С. Тургеневым, оказавшим
заметное влияние на его творчество. Русский писатель помог ему в какой-то мере
преодолеть скептицизм во взгляде на человека, характерный для французской
литературы конца XIX в., увидеть духовное, благородное начало в нем, светлые
поэтические стороны жизни; познакомил с гуманистической русской литературой.
Высоко оценивая произведения своего молодого друга ("Мопассан, бесспорно,
самый талантливый из всех современных французских писателей..."), Тургенев
широко пропагандировал их в России. В свою очередь, Мопассан выразил восхищение
Тургеневым как человеком и художником в статьях "Изобретатель слова
"нигилизм", "Иван Тургенев", а также в посвящении к первому
сборнику новелл "Заведение Телье".
Учителем Мопассана был И. С. Тургенев, долгие годы живший во Франции
и тесно сдружившийся с Флобером. Мопассан учился у Тургенева тем же принципам
критического реализма - как по его сочинениям, так и в непосредственных
беседах, встречаясь с ним у Флобера. Мопассан высоко ценил разоблачительный
пафос "Записок охотника", где Тургеневу удалось "с такой силой,
правдой, страстью" описать мучения крепостных крестьян, что "каждая
его страница разила в самое сердце помещичью власть и ненавистный принцип
крепостного права". Мопассана восхищали и новаторские приемы Тургенева в
романе, где он "отвергал все старые формы романа, построенного на интриге
с драматическими и искусными комбинациями, требуя, чтобы давали
"жизнь", - "куски жизни", без интриги и без грубых приключений".
Но всего более восхищался Мопассан новеллистическим талантом Тургенева:
"Он умеет на нескольких страницах дать совершенное произведение, чудесно
сгруппировать обстоятельства и создать живые, осязаемые, захватывающие образы,
очертив их всего несколькими штрихами, столь легкими и искусными, что трудно
понять, как можно добиться подобной реальности такими простыми по видимости
средствами". Можно считать, что основным учителем Мопассана в
новеллистическом мастерстве был именно Тургенев. Французская критика в лице
Рене.
В 1883 г. очерк «Иван Тургенев» опубликовал Ги де Мопассан. Это
живой, эмоциональный отклик на кончину писателя, с которым Мопассан был хорошо
знаком и учеником которого себя называл. Еще при жизни Тургенева Мопассан
посвятил ему свой сборник новелл «Заведение Телье», который он предварил
дарственной надписью «Ивану Тургеневу — дань глубокой привязанности и великого
восхищения».
В коротком
|