Воскресенье, 19.05.2024
Магазин курсовых, 8926-530-7902
Меню сайта

Форма входа

Главная » Каталог » Филология » Разное

2892. Вопросы по философии
09.09.2011, 10:50
Оглавление
ВОПРОС №5. Предметная сфера философии науки    2
ВОПРОС №1. Наука в культуре современной цивилизации    2
ВОПРОС №2. Особенности научного познания. Наука и обыденное познание. Критерии научного знания.    3
№3. Структура научного теоретического знания    4
№4. Становление научного знания (математика, логика и др.) в античной культуре    5
Вопрос5Предмет и основные концепции современной философии науки.    7
ВОПРОС №6. Логика и методология научного познания    8
8. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании и развитии научного знания.    9
7. Проблема соотношения философии и науки: различные подходы к ее осмыслению    10
9. Проблема секретности и закрытости научных исследований    11
10. Научные революции. Их причины и значение для развития науки.    13
11. Позитивизм.    14
12. Структура научного эмпирического знания.    15
13. Этика и ответственность ученого.    16
14. Функции науки в жизни общества.    17
15. Постпозитивистская концепция науки К. Поппера.    18
16. Концепция развития научного знания Т.С. Куна    19
17. Структура исследовательских программ в концепции развития научного знания И.Лакатоса.    20
18. Особенности развития науки в философии методологического анархизма.    21
19.     Научная картина мира. Ее исторические формы и основные функции.    22
20 Ценность научной рациональности и ее типы.    23
21 Наука в средние века. Ее характер и круг проблем.    24
22. Научные сообщества и их роль в развитии науки.    25
22. Научные сообщества и их роль в развитии науки.    26
23. Проблема истины и ее критериев в науке.    27
24. Г. Галилей как основатель науки Нового времени. Вклад И Ньютона в формирование классического идеала научного знания.    28
Опроверг  многие ошибочные положения античной науки, в первую очередь, в механике Аристотеля. Главным арбитром в науке признан опыт.    28
25. Разработка эмпирической методологии научного познания Р. Бэконом, Ф. Бэконом и Дж. Локком.    29
26. Рационалистическая методология Р.Декарта и Г.Лейбница    30
27. Идеалы и нормы научного исследования.    31
28. Кризис физики и революция в естествознании в конце 19- начале 20 веков    32
29. Взаимоотношение науки и политической власти. Проблема государственного регулирования науки.    34
30. Научные теории, их структура и классификация.    34
31.Наука как вид деятельности и социальный институт    36
32.Рациональные методы познания и их виды.    37
33.Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности.    38
34. Главные характеристики классической, неклассической и постнеклассической науки.    39
35 Роль и место научного знания  как объект философского осмысления.    40
36.Роль науки в современном образовании и формировании личности.    41
37.Сциентизм и антисциентизм как типы осмысления науки в системе мировоззренческой ориентации    42
38. Генезис науки и проблема периодизации ее истории    44
Периодизация истории науки    44
39. Проблема взаимосвязи эмпирического и теоретического уровней научного знания    45
40. Наука и экономика. Понятие инновационной экономики.    45

ВОПРОС №5. Предметная сфера философии науки

Философия науки как дисциплина заявила о себе лишь во второй половине XX в., в то время как направление «философия науки» возникло столетием раньше в деятельности первых позитивистов. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии.

Философа науки интересуют модели развития науки, «алгоритм открытия», методы исследования. Философия науки, понятая как рефлексия над наукой, выявляет основные особенности и закономерности ее развития, расширяет границы рациональности.

В определении основной проблемы философии науки существуют некоторые разночтения.

Ф. Франк считает значимым вопрос о том, как мы переходим от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам.

К. Поппер утверждает, что центральная проблема философии науки, состояла в том: как возможно рассудить, оценить, обосновать далеко идущие притязания конкурирующих теорий?

Вместе с тем круг основных проблем философии науки достаточно широк, к нему относятся вопросы о критериях научности и отличиях научного и ненаучного знания, детерминируются ли общие положения науки однозначно или один и тот же комплекс опытных данных может породить различные выводы, какова логика научного исследования и модели развития науки и пр. Все они вытекают из центральной проблемы философии науки - проблемы роста (развития) научного знания.

Тематика философии науки развивается по трем основным направлениям:

   К первому относится круг вопросов, идущих от философии к науке и отталкивающихся от специфики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, то это наследует и философия науки.

   Ко второму - группа проблем, возникающих внутри самой науки и нуждающихся в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия.

   К третьему направлению относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и возможных приложений. История науки убедительно свидетельствует, какую огромную роль играет философия в развитии науки. Особенно заметно радикальное влияние философии в эпохи научных революций.

 

ВОПРОС №1. Наука в культуре современной цивилизации

Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом.

Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни общества и отдельного человека, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в жизни общества. Порядок, в котором перечислены эти группы функций, в сущности отражает исторический процесс формирования и расширения социальных функций науки, то есть возникновения и упрочения все новых каналов ее взаимодействия с обществом. Что касается функций науки как непосредственной производительной силы, то нам сегодня эти функции, пожалуй, представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими, изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и другие. Причем вслед за промышленностью такие каналы возникают и в других отраслях материального производства и даже за его пределами. Все это повлекло за собой значительные последствия и для науки, и для практики.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна группа функций - она начинает выступать и в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития. Наиболее ярко это проявляется в тех довольно многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие ученых как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, растущее загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука - один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами ученые. Напротив, именно они были в числе тех, кто стал первым подавать сигналы тревоги, именно они первыми увидели симптомы надвигающегося кризиса и привлекли к этой теме внимание общественности, политических и государственных деятелей, хозяйственных руководителей. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Наука в данном случае отнюдь не ограничивается созданием средств для решения поставленных перед ней извне целей. И объяснение причин возникновения экологической опасности, и поиск путей ее предотвращения, первые формулировки экологической проблемы и ее последующие уточнения, выдвижение целей перед обществом и создание средств для их достижения - все это в данном случае тесно связано с наукой, выступающей в функции социальной силы. В этом качестве наука оказывает комплексное воздействие на общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое развитие, социальное управление и те социальные институты, которые участвуют в формировании мировоззрения.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т.д.). Эта проблема, будучи философской по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях ускоренного научно-технического прогресса, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

 

ВОПРОС №2. Особенности научного познания. Наука и
Добавил: Демьян |
Просмотров: 737 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ
  • Покупаем любые автомобили
  • Магазин дипломов
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
    Rambler's Top100