Философия науки как дисциплина заявила о себе
лишь во второй половине XX в., в то время как направление
«философия науки» возникло столетием раньше в деятельности первых позитивистов.
Предметом философии науки являются общие
закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их
историческом развитии.
Философа науки интересуют
модели развития науки, «алгоритм открытия», методы исследования. Философия науки, понятая как
рефлексия над наукой, выявляет основные особенности и закономерности ее развития, расширяет границы
рациональности.
В определении основной
проблемы философии науки существуют некоторые разночтения.
Ф. Франк считает значимым вопрос о том, как мы
переходим от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам.
К. Поппер утверждает,
что центральная проблема философии науки, состояла в том: как возможно рассудить, оценить, обосновать далеко
идущие притязания конкурирующих теорий?
Вместе с тем круг
основных проблем философии науки достаточно широк, к нему относятся вопросы о критериях научности и отличиях
научного и ненаучного знания, детерминируются ли общие положения науки однозначно или один и
тот же комплекс опытных данных может породить различные выводы, какова логика научного
исследования и модели развития науки и пр. Все они вытекают из центральной проблемы философии науки - проблемы роста
(развития) научного знания.
Тематика философии
науки развивается по
трем основным направлениям:
•
К первому относится
круг вопросов, идущих от философии к науке и отталкивающихся от специфики философского знания. Поскольку философия
стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, то это наследует и философия науки.
•
Ко второму - группа
проблем, возникающих внутри самой науки и нуждающихся в компетентном арбитре, в роли которого оказывается
философия.
•
К
третьему направлению относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом
их фундаментальных
различий и возможных приложений. История науки убедительно свидетельствует, какую огромную роль играет философия в
развитии науки. Особенно заметно радикальное влияние философии в эпохи научных революций.
Современная
наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже
полстолетия назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с
обществом.
Говоря о современной науке в ее взаимодействии с
различными сферами жизни общества и отдельного человека, можно выделить три
группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции
культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как
непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как
социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире
используются при решении самых разных проблем, возникающих в жизни общества. Порядок,
в котором перечислены эти группы функций, в сущности отражает исторический
процесс формирования и расширения социальных функций науки, то есть
возникновения и упрочения все новых каналов ее взаимодействия с обществом. Что
касается функций науки как непосредственной производительной силы, то нам сегодня
эти функции, пожалуй, представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими,
изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса,
результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех
сферах деятельности человека. Важной
стороной превращения науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение постоянных каналов
для практического использования научных знаний, появление таких отраслей
деятельности, как прикладные исследования и разработки,
создание сетей научно-технической информации и другие. Причем вслед за промышленностью такие каналы возникают и в других
отраслях материального производства и даже за его пределами. Все это повлекло
за собой значительные последствия и для науки, и для практики.
Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки
все более отчетливо обнаруживается еще одна группа функций - она начинает выступать и
в качестве социальной силы, непосредственно
включаясь в процессы социального развития. Наиболее ярко это проявляется в тех довольно многочисленных в наши дни
ситуациях, когда данные и методы науки
используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития. При составлении каждой
такой программы, определяющей, как
правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное
участие ученых как носителей специальных знаний и методов из разных
областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и
программ их разработка и осуществление
предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.
Очень
важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно
назвать экологическую проблематику. Как
известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как
истощение природных ресурсов планеты, растущее загрязнение воздуха,
воды, почвы. Следовательно, наука - один из факторов
тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не
скрывают и сами ученые. Напротив, именно они были в числе тех, кто стал первым
подавать сигналы тревоги, именно они первыми увидели симптомы надвигающегося кризиса и привлекли к этой теме внимание
общественности, политических и
государственных деятелей, хозяйственных руководителей. Научным данным отводится ведущая роль и в определении
масштабов и параметров экологических опасностей.
Наука в данном случае отнюдь не ограничивается созданием
средств для решения поставленных перед ней извне целей. И объяснение причин
возникновения экологической опасности, и
поиск путей ее предотвращения, первые формулировки экологической проблемы и ее последующие уточнения, выдвижение
целей перед обществом и создание средств для их достижения - все это в
данном случае тесно связано с наукой, выступающей в функции социальной силы. В
этом качестве наука оказывает комплексное воздействие
на общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое развитие, социальное управление и те
социальные институты, которые участвуют в формировании мировоззрения.
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее
особый статус в современной культуре и новые черты ее
взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро
ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами
познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т.д.). Эта проблема, будучи
философской по своему характеру, в то же
время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой
внедрения научных методов в управление
культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях ускоренного
научно-технического прогресса, поскольку
выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной
обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и
материальной культуры.
ВОПРОС №2. Особенности научного познания. Наука и
|